Выбор - это иллюзия, созданная между теми, у кого есть власть, и теми, у кого её нет.
Меровинген, Матрица: перезагрузка, 2003
Хотя огромное количество брендов создаёт ощущение неограниченного выбора, на самом деле лишь несколько компаний контролируют то, что мы покупаем регулярно.
Мы, конечно, знаем, что PepsiCo продаёт множество товаров, а не только одноимённую газировку. Или что Nestlé производит KitKat, шоколадный напиток Nesquik, детское питание Gerber и кофе Nescafé. Но менее очевидно, что Nestlé производит ещё и пиццу, кофемашины и замороженные продукты.
Сильные компании, покорив вкусы потребителя своим продуктом, со временем упираются в размеры рынка. Они не могут больше расти ввысь и начинают расползаться вширь. Компании подминают более мелких игроков. Им навстречу спешат предприниматели, которые создают бизнес, в надежде, что его купит какой-то гигант и впустит их на волю с пожизненным обеспечением.
Десятилетия консолидаций через слияния и поглощения приводят в руки корпораций бренды, ориентированные на разные сегменты. А иногда даже конкурирующие бренды, например, Nestlé владеет минеральной водой: San Pellegrino и Perrie.
Мы неспособны победить устоявшиеся законы рынка, зато мы можем присоединиться к победителям. Как инвестору, мне нравится владеть компанией с солидными брендами, которые люди покупают на постоянной основе, даже во время рецессии. Посмотрите на таблицу, которую я прикрепил под постом. В ней примеры подобных фирм.
Я хочу получать дивиденды пожизненно, поэтому оцениваю, сможет ли компания удержаться на рынках будущего. Широкая диверсификация продукции показывает мне, что каким бы ни был негативный новостной фон вокруг, как бы ни дрожали цены акции на графиках, потопить эти корпорации намного сложнее, чем кажется.
Сильные бренды — ключевое нематериальное преимущество, которое отмечает регулярно Баффетт и которое входит в перечень видов его широких рвов. Разномастные денежные потоки если не даруют бессмертие, то как минимум создают отсрочку для перестройки бизнеса во время смены потребительских предпочтений. Поэтому держать акции лидеров рынка безопаснее. Из компаний, нарисованных на картинке, я держу у себя 4: PepsiCo (PEP), Johnson & Johnson (JNJ), Nestle (NSRGY) и Unilever (UL)