Четвёртый вид приношения, регламентированный Господом в книге «Левит», — «жертва за грех»; впервые о ней говорится в 4:3. «Жертва за грех» — общепринятый перевод еврейского слова кхаттат, хотя толкователи часто называют её «очистительной жертвой». Некоторые предпочитают перевод «очистительная жертва», так как данное еврейское слово используется в «Левите» не только в отношении нравственных грехов (грехи деянием и недеянием), но и в отношении ритуальной нечистоты. Например, в 12:6–8, «жертва за грех» предписана для очищения, связанного с деторождением. «Очищение» — это слово, которое может быть употреблено применительно как к удалению нравственного греха, так и к очищению от ритуальной нечистоты.
Тема главы заявляется в 4:1 стереотипной фразой: «И сказал Господь Моисею, говоря…» Похожие слова употреблены в 1:1 перед тем, как Господь дал законы о всесожжениях, приношениях хлебных и мирных жертвах. Точная формулировка 4:1 снова появляется в 5:14, предшествуя предписаниям о жертве повинности. Появление этой формулировки в 4:1 наводит на мысль, что вводится новая тема. Подразумевается, что добровольные приношения, рассматриваемые в 1:1—3:17 (всесожжения, хлебные и мирные), были иного рода, нежели обязательные жертвы за грех (4:1—5:13) и повинности (5:14—6:7). Израильтянин, виновный в грехах, за которые предписывались жертва за грех и жертва повинности, подвергался осуждению, если не приносил эти жертвы.
ГРЕХ, ПРИНОШЕНИЕ И ОЧИЩЕНИЕ
Смущает, что закон говорит о двух разных видах приношений, предназначенных для удаления грехов (жертве за грех и жертве повинности). Кроме того, «очищение» обещалось в случае ещё такого жертвоприношения, как всесожжение, а ещё один вид приношения (мирная жертва), как считалось, помогал обрести мир с Богом. Как эти жертвы соотносятся друг с другом и с прощением грехов?
На этот вопрос отвечают по-разному. Ниже предлагается один вариант понимания, как эти различные приношения увязываются с желанием жертвователя получить прощение:
• Мирная жертва: просьба к Богу благосклонно отнестись к поклоняющемуся.
• Жертва всесожжения: просьба о прощении вообще.
• Жертва за грех: прошение о прощении конкретного греха.
• Жертва повинности: прошение о прощении за конкретный вид греха.
Между этими различными жертвами и молитвами, которыми молятся сегодня христиане, можно провести аналогии. Мы просим Бога взглянуть на нас с небес и благословить нас, что похоже на то, чего израильтянин надеялся достичь мирной жертвой. Мы просим о прощении грехов в самых общих выражениях. Когда мы произносим: «Отец, прости нам наши грехи», то это аналогично просьбе израильтянина о прощении, когда он приносил жертву всесожжения. Иногда мы признаём свою вину в конкретных грехах; и мы понимаем, что если мы хотим прощения, то должны исповедать эти грехи и возместить нанесённый ущерб. Эти действия сравнимы с принесением жертвы за грех или жертвы повинности.
В Лев. 4 нет чёткости в этих отличиях. Но в тексте даётся описание четырёх категорий грешников и того, какие жертвы они должны принести, чтобы получить прощение.
#тора #ветхий завет #священное писание #толкование ветхого завета