Так называемая заднеприводная классика от Волжского автозавода была как-то более народной, что ли, по сравнению с последующей переднеприводной. Там среди всех моделей были "универсалы" 2102 и 2104. Их ещё называли "рассадомобилями", "дачамобилями" или просто "сараями". Но когда в 80-х завод вдруг решил начать выпускать зубилообразные "восьмёрки", а потом и "девятки" и уже в 90-х годах "девяносто девятки", то на протяжении всего этого времени периодически поднимался вопрос: а не начать ли выпуск этих же моделей в кузове "универсал".
От идеи делать из двухдверного купе ВАЗ 2108 "универсал" отказались сразу, просто потому что в этом нет никакого смысла. А вот с ВАЗ 2109 было всё куда сложнее. Потому что по первым же эскизам и наброскам стало ясно, сколько нужно вложить денег в перенастройку оснастки оборудования, чтобы освоить и наладить выпуск "универсалов" на базе девятой модели. Также у завода были вполне конкретные цифры перед глазами, которые показывали, какие именно модели из так называемой "классики" пользовались спросом. Так вот, модели 2102 и 2104 вместе составляли лишь 12 % от общего числа выпущенных и проданных автомобилей. А это значит, что интересны "универсалы" были лишь немногим автолюбителем, а подавляющее большинство покупателей ВАЗовской продукции предпочитало седаны.
Когда ВАЗ предложил советским автолюбителям переднеприводные хэтчбеки восьмой и девятой модели, то по реакции водителей стало понятно, что запрос на седан есть. Именно так в последующем и появилась легендарная 99-я модель. А вот запроса на универсал так и не последовало.
Однако чуткость руководства завода и умение прислушиваться к потребителям своей продукции привели к тому, что на ВАЗе решили выпустить небольшой тираж пластиковых задних дверей на "девятку". Эта дверь ставилась взамен штатной и фактически превращала хэтчбек в некое подобие универсала. И всё бы хорошо, но смотрелись эти куски пластика с задним стеклом как нечто чужеродное, да и качество сопрягаемых поверхностей было так себе. И поэтому популярности они так и не снискали.
Дальнейшая эволюция зубилообразных ВАЗов привела к тому, что "восьмёрки", "девятки" и "девяносто девятки" превратились в "тринашки", "четырки" и "пятнашки".
После глубокой переработки, но с сохранением общего облика и концепции все эти обновлённые модели тоже были приняты потребителями на ура.
И по такому случаю на Волжском автозаводе вновь был поставлен вопрос: раз наша продукция пользуется спросом у населения, не пора ли нам освоить производство универсалов?
Через некоторое время все эскизы были обсчитаны в экономическом отделе, и маркетологи пришли к выводу, что нет, не пора. Потому что затраты на переоснастку производственной линии никогда не окупятся. Спрос на универсалы будет невелик, поэтому выпускать нужно только то, что зарекомендовало себя и хорошо продаётся.
В дальнейшем маркетологи завода пересмотрели свои представления о потребительском спросе, и такие модели как Калина и Приора выпускались в том числе и в кузове универсал.