Найти тему

ЛЖЕПСИХОЛОГИЯ. ВАЖНО ЗНАТЬ, ЧТОБ НЕ ОДУРАЧИТЬ СЕБЯ.

Что такое лжепсихология? Лжепсихология – это набор связных или бессвязных представлений (постулатов, концепций), которые, не имея (и не ища) научного обоснования, описывают человеческую психику (или какую-то отдельную ее сторону) и способы воздействия на нее. Впрочем, часто лжепсихология создает иллюзию научной обоснованности своих постулатов за счет неправильного и/или тенденционного «цитирования» научных достижений, открытий, например, когда из психологического эксперимента делаются необоснованные, чрезмерно обобщенные выводы.

Термин «лжепсихология» может употребляться в двух смыслах:

лжепсихология в широком смысле, как явление, как форма «сравнительно честного отъема денег»;

лжепсихология как конкретный набор лженаучных концепций и рецептов – конкретная лжепсихология, например, в словосочетаниях «дианетика – это лжепсихология», или «НЛП – это лжепсихология», или «соционика – это лжепсихология».

Можно заметить, что многие лжепсихологии во втором смысле относятся к категории психокультов.

В целом, лжепсихология похожа на недобросовестный фармакологический бизнес, когда фармацевтическая кампания выбрасывает на рынок разрекламированный препарат, эффективность которого не доказана, и который не проверен на наличие побочных эффектов и противопоказаний. Кроме того, лжепсихологические книжки, сайты, советы и прочую продукцию можно сравнить с суррогатными продуктами, типа «молока», в котором вместо молока – пальмовое масло и/или с суррогатными услугами типа услуг парикмахера, который не умеет стричь, волос почти не состригает, зато умеет «облизывать» и делать вид, что является стилистом.

Таким образом, во многом лжепсихология – это продукт общества потребления, маркетинговый ход и рекламная уловка.

Лжепсихология – это частный случай лженауки. А лженаука имеет место тогда, когда некие представления (изобретения, придумки) позиционируются как научные, т.е. точные и объективные, а на самом деле являются житейскими, умозрительными, т.е. не точными и не объективными. Причем такое позиционирование, понятное дело, может происходить не только по незнанию, но и вполне преднамеренно, когда имеет место прямая фальсификация науки и обман потребителей, клиентов, читателей, слушателей, зрителей.

Лжепсихология преподносится людям, так сказать, на разных «носителях». И наиболее распространенными «носителями» можно считать следующие:

Да, чаще всего лжепсихология – это набор лженаучных советов, рецептов. Рецептов чего? Да чего угодно: успеха, лидерства, влияния, соблазнения, воспитания детей и пр. Причем обычно эти рецепты формулируются в логике легкого пути, хитрого подхода, который позволяет быстро решить проблемы без вскрытия их природы, без глубокого анализа породивших проблемы факторов. Это похоже на рекламные ходы, когда, например, профилактику кариеса предлагают осуществлять, просто жуя жвачку, или на книжки под названием «Думай и богатей», «Как заработать миллион, не слезая с дивана». «Все еще не знаете, как быть успешным/как быть лидером/как влиять на людей/как соблазнять женщин? – тогда мы идем к Вам!»

Конечно, чудодейственность рецепта нужно как-то объяснить потребителю. Часто именно с этой целью лжепсихологи придают своим умозрительным, житейским советам научную форму: изобретают наукообразные термины, используют устаревшие и вольно или невольно искаженные данные науки. По сути, тут речь идет о паразитировании на позитивном образе науки, сложившемся в массовом сознании.

В общем, лжепсихология – это сплошная магия, волшебные палочки и превращения лягушек в принцев: любой каприз за Ваши деньги…

Кредо лжепсихологии – давать предельно простые ответы и предлагать предельно простые решения. Причем потребителям такого рода ответов и решений, обычно, трудно понять, оказался ли ответ полезным, сработало ли предлагаемое решение. И лжепсихологи очень рады тому, что этот эффект имеет место. Ведь это позволяет не особо заботиться о том, чтобы предлагать людям то, что действительно работает, это позволяет продавать дырки от бублика, воздух и, к сожалению, в ряде случаев и яд под видом лекарства.

Люди, действительно, с высокой вероятностью поверят в то, что лжепсихологические рецепты сработали, поверят просто потому, что они убеждены в их эффективности и/или им хотелось бы верить, что они получили в руки действенный инструмент, который отличает их от «остальных-прочих». Как писал классик:

«Ах, обмануть меня не трудно!..

Я сам обманываться рад!»

Создается лжепсихология так: сначала придумываются заманчивые, сенсационные, продаваемые концепции, постулаты, рецепты, а затем запускается реклама и налаживается сбыт потребителю. А вот верификация концепций, постулатов, проверка эффективности рецептов – остаются за бортом. Почему? Все очень просто!

Во-первых, проверять долго, а заработать лжепсихологам хочется побыстрее.

Во-вторых, в ходе проверки может выясниться, что концепции противоречат фактам, а рецепты не эффективны.

В-третьих, лжепсихологи просто не владеют методами научных психологических исследований и потому просто не могут проверять свои построения.

Если сообщить читателю, зрителю, слушателю, что, например, для развития собственной личности нужно трудиться годами, совершать Поступки, строго следовать Принципам – это никого не заинтересует, а вот если заявить, что можно радикально личностно вырасти за неделю интенсивного тренинга – это сенсация, это будет продаваться. Подробнее о махинациях с использованием термина «личностный рост» можно прочитать тут.

Кстати, и опыт развития науки, и данные современной научной психологии показывают, что человек подвержен массе ошибок, в частности, что он не может непогрешимо анализировать собственный опыт, неизбежно влюбляется в собственные выводы и гипотезы относительно других людей и мироустройства в целом, непроизвольно видит подтверждения своих гипотез там, где подтверждений нет, и игнорирует опровергающие их факты, видит связь явлений, событий там, где ее нет (это явление, кстати, называется «иллюзорная корреляция»). Только применение научных методов может помочь отделить ошибочное от истинного, а субъективное от объективного. Только научные методы позволяют преодолеть ограничения человеческого разума и присущие ему искажения, подобно тому, как научные приборы (микроскоп, телескоп, счетчик Гейгера) позволяют преодолеть ограничения человеческих органов чувств. Научные методы исследования, анализа данных и создавались в постоянной борьбе с субъективизмом, неточностью и ошибками. Как писал выдающийся физик-теоретик Ричард Фейнман:

«Наука имеет долгую историю обучения тому, как не обманывать самих себя»

Лжепсихологи подобны людям прошлого, которые были уверены в том, что солнце вращается вокруг земли, поскольку видели это каждый день. Лжепсихологи не понимают простой вещи: то, что им кажется очевидным, не обязательно является истинным. Открытие истины – предназначение настоящей науки: научных методов исследования, верификации гипотез, получения и анализа данных.

Конечно, лжепсихология существует не только в форме ошибок и заблуждений, но и в форме откровенного мошенничества. А отсутствие научного метода, обтекаемые формулировки, «гуруизм» (вера в непогрешимость гуру, т.е. учителя, и навязывание такой веры), присущие лжепсихологии, открывают дорогу необъективности, невозможности проверить выводы, а, значит, облегчает манипуляцию данными, сознанием читателей, слушателей и зрителей, обман, мошенничество и отъем денег.

Итак, говоря предельно упрощенно, лжепсихология лженаучна потому, что не использует научные методы, опирается на умозрение, создается на житейском уровне познания и в силу этих своих особенностей полна ошибок, субъективизма и заблуждений. И давайте не будем забывать о следующем важном моменте: подобно тому, как ловить рыбу хорошо в мутной воде, точно также и мошенничать, обманывать очень удобно в атмосфере обтекаемых, неточных утверждений и субъективизма.

Виды лжепсихологии. Не смотря на то, что лжепсихология – явление многоликое, неоднозначное и изменчивое, все же можно выделить следующие виды лжепсихологии:

Лжепсихология, так сказать, массового спроса, народного потребления. Выше мы, в основном, писали именно об этом виде лжепсихологи и. Это массовая продажа чудодейственных рецептов, так или иначе касающихся человеческой психики: массовое «психологическое» чтиво, массовые тренинги (тренинговые пирамиды) и пр.

Развлекательная лжепсихология. Она, в отличие от первого вида лжепсихологии, обитает не на книжных полках и не на сайтах, а в СМИ – на телевидении, радио, в газетах. Речь идет о различных развлекательных, научно-популярных фильмах, передачах, ток-шоу, в которых зрителям, слушателям, читателям рассказывают привлекающие внимание и щекочущие нервы глупости про психику, психологию. Создают развлекательную лжепсихологию не некие гуру, желающие заработать, а журналисты. Конечно, гуру лжепсихологии могут быть в такого рода передачи, фильмы и ток-шоу приглашены в качестве спикеров и экспертов…

Лжепсихология внутри научной психологии. К этому виду лжепсихологии относятся симуляция научной работы в области психологии, очковтирательство, фальсификация научных исследований, при которой бессодержательные исследования выдаются за содержательные, а пустые рассуждения – за научные теории. Обитает эта лжепсихология не на массовом рынке, а на кафедрах ВУЗов и в научных лабораториях, так что она менее опасна для обывателя.

Лжепсихология в психологическом консультировании, психотерапии и пр. Тут есть много вариантов: не психолог или психолог с недостаточной квалификацией выдает себя за специалиста, дипломированный психолог применяет в консультировании психологический оккультизм, предлагает клиенту непроверенные рецепты, основанные на чисто умозрительных построениях и т.д. и т.п.

И в заключение статьи я считаю уместным привести список лжепсихологий, который, безусловно, является неполным:

дианетика;

НЛП;

соционика;

трансперсональная психология;

онтопсихология;

многие виды психотерапии;

творчество М.Литвака – психологическое айкидо и пр.;

книжки Дейла Карнеги;

книжки Алана Пиза;

книжки из серии «Помоги себе сам»;

книжки Кандыбы, Горина, Гончарова и прочих «гипнотизеров»;

тренинги лидерства, успешности, личностного роста;

пикап, РМЭС и т.п.

журнальные aka развлекательные психологические тесты...