10% природного газа, потребляемого в Западной Европе, добывается на Гронингемском газовом месторождении в Нидерландах. Не в Норвегии, ни в северном море на британском шельфе, а вот прямо здесь, считай – в сердце Европы. И запасы природного горючего газа там огромны. Но… до недавнего времени в планах правительства Нидерландов значилось ни много ни мало закрытие этого месторождения, с полной если не ликвидацией, то консервацией на многие годы всей газодобывающей и газоперерабатывающей структуры.
Низинные земли и сейсмозона
Чем же месторождение Гронингем не угодило западноевропейскому потребителю? А говорить нужно, видимо, о консолидированной позиции у всего Евросоюза, и о решении, принимаемом как национальной властью, так и чиновниками в Брюсселе. Дело в том, что из года в год нарастала сейсмическая опасность в этом районе. Вызвана она была в первую очередь тем, что подземные пустоты на значительной глубине лишались постоянного избыточного давления газа, и структура полостей и пористых пород стала испытывать предельное сжатие. Что с учётом появления всё новых скважин послужило появлению сначала небольшой, а потом всё более сильной сейсмической активности в этом регионе.
Для справки: провинция с одноименным городом расположена на севере страны. Практически вся территория провинции (и то место, где непосредственно добывается газ) находится ниже уровня моря – что для Голландии не является чем-то необычным, огромные территории страны буквально отвоёваны у моря.
Нелирическое отступление от темы
А теперь представьте, что в результате будет происходить в результате дальнейшей интенсивной газодобычи? И интенсифицировать добычу придётся, так как в результате политических пертурбаций новейшей истории, когда главный поставщик углеводородов объявлен «нерукопожатым» и контракты на доставку его газа с ним разрываются уровень европейского промышленного производства поддерживать всё равно будет нужно. Нет, можно, конечно, принять стойку «Смирно!» и откозырять в ответ на очередное «зелёное» заявление еврокомиссара-гинеколога Урсулы фон де Ляйнен и добычу прекратить. Но это будет означать смерть всей западноевропейской промышленности. Хотя, если честно, и сейчас не совсем понятно, чем Европа собирается замещать отсутствие налаженных в предыдущие годы газпромовских поставок. Сжиженным природным газом из США, как нам предлагают старшие экономические партнёры из-за океана или вышедшие из ЕС англичане из-за пролива? А не напомните мне, сколько стоил газ в январе этого года, когда газовозы развернулись прямо в океане и отправились в Азию – потому что там предложили более высокую цену? А у нас в ЕС стоимость взлетела под 1800 долларов за тысячу кубометров.
Отложенный апокалипсис
Так вот – по уверению сейсмологов интенсификация добычи газа на гронингемском месторождении приведёт к серии мощных землетрясений. И тогда никакая инфраструктура на поверхности не выдержит разрыва пластов земли. Если кто знает, сколько энергии выделяется во время тектонических подвижек (а они сопоставимы с мегатонными подземными ядерными взрывами), то можно представить весь тот ужас, который может твориться на месте провалов поверхности в Гронингеме! Это и разрушение дамб, из-за чего море ринется на сушу, и газовые выбросы через разломы, обязательно сопровождаемые пожарами… масштабы экологической катастрофы могут оказаться запредельными. И ядерной войны будет не нужно.
Вот кому это всё на руку? Еврокомиссарам из Брюсселя? Так они могут нести любую рениксу – притом без всякой ответственности за свои слова! Притом прямое следование их рекомендациям означает просто смерть европейской промышленности. Удар, конечно же, нацелен на самые развитые, мощные и передовые страны, такие, как Германия или Франция. Но и Нидерландам с их зависимостью от углеводородов, на которых зиждется благополучие их промышленности, мало не покажется!
Если у политиков длительность оперативной памяти, как у аквариумной рыбки (а у тех она, как говорят, 5 секунд), то о каком планировании нашей жизни хотя бы на ближайший год можно говорить? Ибо зима-22 – не последняя зима в истории человечества и Европы.
Не болейте. И закаляйтесь. Чувствую, это нам пригодится.