Найти в Дзене
Парад паровозов

7 причин отправиться на парад паровозов и в ретро-тур

Оглавление

В последнее время периодически встречал в интернете критические отзывы о ретро-поездах, Ростовском музее железнодорожной техники и его сотрудниках. Я не хочу оценивать справедливость этих претензий, степень адекватности авторов сообщений. Возможно, им просто не повезло и они правы в своем праведном гневе. Однако я очень хочу рассказать о собственном опыте. Итак, поехали.

Парад паровозов на станции Минеральные Воды.
Парад паровозов на станции Минеральные Воды.

Легенды выстроились вдоль перрона

29 сентября 2021 года. В этот день я впервые попал на парад паровозов. Он проходил на первом пути вокзала Минеральные Воды. Паровозы выстроились в колонну. Зрелище вполне живописное: локомотивы блестели, почти как новые, хотя некоторым из их было более 80 лет. Дым, пар, гул. Машинисты в форме 40-50-х годов ХХ века сидели в будках или стояли рядом с паровозами.

— Откуда прибыли? — спросил у одного из машинистов. Он управлял локомотивом ФД20-1679 (по первым буквам «Феликс Дзержинский», построен в 1937 году в Луганске, до начала Великой Отечественной работал в поселке Каменоломни Ростовской области).

— Из Тихорецка. Там депо. Паровозы ремонтируют, — лаконично, почти по-военному, ответил машинист.

— И много там паровозов?

— Много.

Историческое здание вокзала в Минводах.
Историческое здание вокзала в Минводах.

Пошел дальше по перрону. Всего в парадный строй стали семь локомотивов. Каждый из них — отдельная причина прийти на парад. Так, помимо упомянутого уже ФД20-1679, здесь были ЭР739-99 (построили в Брянске в далеком 1935 году), ПЗ6-0218 («родился» уже в 1959-м в цехах Коломенского паровозостроительного), ЕМ-3747 (его в 1945-м построили американцы на заводе в штате Филадельфия) и др. Рассказ о каждом из таких паровозов — в следующих статьях.

А еще в этом «составе Победы» в Минводах были вагоны-теплушки, открытая платформа с легендарной «Полуторкой» и «вагон-салон маршала Конева».

Легендарная "Полуторка" на платформе.
Легендарная "Полуторка" на платформе.

Паровозы и другая техника, которую видел в Минводах, большую часть времени находятся в Ростове-на-Дону — на специальной площадке местного музея СКЖД. Всего там — более 80 экспонатов. В основном, конечно, это различный рельсовый «транспорт»: от цистерны XIX века до более современных электровозов. Но есть и несколько «машин на колесах». Позже я о них также расскажу. А пока — вернемся на парад.

История ожила «на водах»

— Все паровозы — участники парада — это обычные локомотивы, которые долгое время работали на Северо-Кавказской железной дороге, — рассказали представители СКЖД. — Эти паровозы и сейчас поочередно работают на ретро-турах.

Собственно, такой тур стал вторым отделением программы. Состав отправлялся в Железноводск — один из курортов Кавказских Минеральных вод (КМВ). Маршрут пролегал мимо станции Бештау. Места — реально исторические.

Парк в Железноводске. Сыро, туманно.
Парк в Железноводске. Сыро, туманно.
«Шестикилометровый участок Бештау-Железноводск был проложен в 1897 году по Высочайшему приказу Императора Александра III. Причем уклон полотна был максимально допустимым. Поезд двигался по невероятно крутому подъему, а состав включал не более двух вагонов», — прочитал в программке тура.

И на крутой подъем, и на исторический состав было интересно посмотреть. Ощутить атмосферу. В антураже «прокатиться на воды».

Что же, вагон современный, но удобный. Из исторического — стилизованные под ретро газеты с интересными фактами более чем вековой давности. Правда, от Бештау до Железноводска состав реально тащил паровоз — один из участников парада. В подтверждение — фирменный гудок и клубы пара с ароматом сожженного в топке угля.

Современные вагоны ретро-поезда тащил старый, но обновленный паровоз.
Современные вагоны ретро-поезда тащил старый, но обновленный паровоз.

Железноводск встретил ретро-состав дождем, туманом и весельем. На перроне коробейники и ряженые в платьях конца XIX — начала ХХ веков. Представление согрело душу. Чай из самовара с бубликами и блинами согрел тело.

У подножия вокзала ждал экскурсионный автобус. В роли гида — сам мэр. По его словам, в городе на горе (ударение на «о») нет ни одного искусственно посаженного дерева.

Железноводск построили в лесу, — уточнил градоначальник. — Иногда на территорию города забегают дикие звери. К такому соседству здесь уже все привыкли.

О Железноводске с его отреставрированным красивым ж/д вокзалом, чистым воздухом и целебными водами я также намерен сделать отдельную публикацию. Впрочем, каждому человеку лучше, конечно, хотя бы раз побывать на этом курорте КМВ.

"Живой" пример истории.
"Живой" пример истории.

Мэр провел нас по многоуровневому парку, утопающему в зелени, с многочисленными питьевыми галереями, рассказывал об истории из жизни горожан и цитировал классиков (преимущественно, М. Ю. Лермонтова). На прощание градоначальник пожал руку и попросил подписаться на его аккаунты в соцсетях. Просьбу я выполнил.

Пожалуйста, подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Ставьте лайки, пишите комментарии.

До скорых встреч.

#паровоз #поезд #музей #локомотив #история