В последнее время периодически встречал в интернете критические отзывы о ретро-поездах, Ростовском музее железнодорожной техники и его сотрудниках. Я не хочу оценивать справедливость этих претензий, степень адекватности авторов сообщений. Возможно, им просто не повезло и они правы в своем праведном гневе. Однако я очень хочу рассказать о собственном опыте. Итак, поехали.
Легенды выстроились вдоль перрона
29 сентября 2021 года. В этот день я впервые попал на парад паровозов. Он проходил на первом пути вокзала Минеральные Воды. Паровозы выстроились в колонну. Зрелище вполне живописное: локомотивы блестели, почти как новые, хотя некоторым из их было более 80 лет. Дым, пар, гул. Машинисты в форме 40-50-х годов ХХ века сидели в будках или стояли рядом с паровозами.
— Откуда прибыли? — спросил у одного из машинистов. Он управлял локомотивом ФД20-1679 (по первым буквам «Феликс Дзержинский», построен в 1937 году в Луганске, до начала Великой Отечественной работал в поселке Каменоломни Ростовской области).
— Из Тихорецка. Там депо. Паровозы ремонтируют, — лаконично, почти по-военному, ответил машинист.
— И много там паровозов?
— Много.
Пошел дальше по перрону. Всего в парадный строй стали семь локомотивов. Каждый из них — отдельная причина прийти на парад. Так, помимо упомянутого уже ФД20-1679, здесь были ЭР739-99 (построили в Брянске в далеком 1935 году), ПЗ6-0218 («родился» уже в 1959-м в цехах Коломенского паровозостроительного), ЕМ-3747 (его в 1945-м построили американцы на заводе в штате Филадельфия) и др. Рассказ о каждом из таких паровозов — в следующих статьях.
А еще в этом «составе Победы» в Минводах были вагоны-теплушки, открытая платформа с легендарной «Полуторкой» и «вагон-салон маршала Конева».
Паровозы и другая техника, которую видел в Минводах, большую часть времени находятся в Ростове-на-Дону — на специальной площадке местного музея СКЖД. Всего там — более 80 экспонатов. В основном, конечно, это различный рельсовый «транспорт»: от цистерны XIX века до более современных электровозов. Но есть и несколько «машин на колесах». Позже я о них также расскажу. А пока — вернемся на парад.
История ожила «на водах»
— Все паровозы — участники парада — это обычные локомотивы, которые долгое время работали на Северо-Кавказской железной дороге, — рассказали представители СКЖД. — Эти паровозы и сейчас поочередно работают на ретро-турах.
Собственно, такой тур стал вторым отделением программы. Состав отправлялся в Железноводск — один из курортов Кавказских Минеральных вод (КМВ). Маршрут пролегал мимо станции Бештау. Места — реально исторические.
«Шестикилометровый участок Бештау-Железноводск был проложен в 1897 году по Высочайшему приказу Императора Александра III. Причем уклон полотна был максимально допустимым. Поезд двигался по невероятно крутому подъему, а состав включал не более двух вагонов», — прочитал в программке тура.
И на крутой подъем, и на исторический состав было интересно посмотреть. Ощутить атмосферу. В антураже «прокатиться на воды».
Что же, вагон современный, но удобный. Из исторического — стилизованные под ретро газеты с интересными фактами более чем вековой давности. Правда, от Бештау до Железноводска состав реально тащил паровоз — один из участников парада. В подтверждение — фирменный гудок и клубы пара с ароматом сожженного в топке угля.
Железноводск встретил ретро-состав дождем, туманом и весельем. На перроне коробейники и ряженые в платьях конца XIX — начала ХХ веков. Представление согрело душу. Чай из самовара с бубликами и блинами согрел тело.
У подножия вокзала ждал экскурсионный автобус. В роли гида — сам мэр. По его словам, в городе на горе (ударение на «о») нет ни одного искусственно посаженного дерева.
— Железноводск построили в лесу, — уточнил градоначальник. — Иногда на территорию города забегают дикие звери. К такому соседству здесь уже все привыкли.
О Железноводске с его отреставрированным красивым ж/д вокзалом, чистым воздухом и целебными водами я также намерен сделать отдельную публикацию. Впрочем, каждому человеку лучше, конечно, хотя бы раз побывать на этом курорте КМВ.
Мэр провел нас по многоуровневому парку, утопающему в зелени, с многочисленными питьевыми галереями, рассказывал об истории из жизни горожан и цитировал классиков (преимущественно, М. Ю. Лермонтова). На прощание градоначальник пожал руку и попросил подписаться на его аккаунты в соцсетях. Просьбу я выполнил.
Пожалуйста, подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Ставьте лайки, пишите комментарии.
До скорых встреч.
#паровоз #поезд #музей #локомотив #история