На новую учительницу Вася смотрел настороженно. Ирина Сергеевна никогда не ругала его, если что-то не получалось. Объясняла терпеливо и подробно. И часто уговаривала поучаствовать в общих мероприятиях. Но Вася абсолютно точно знал, что у него ничего не получится, и все только будут смеяться над очередной неудачей. Второй причиной было то, что дома поддержать его никто не мог. Не будет же бабушка учить с ним стих или шить ему карнавальный костюм. Смешно даже.
Поэтому на всех представлениях Вася Клепиков сидел в уголке, и лишь иногда ловил на себе задумчивый и грустный взгляд Ирины Сергеевны. Иногда мальчику очень хотелось, рассказать кому-то о своих детских горестях, но, как только учительница пыталась поговорить с ним, Вася непременно отстранялся и торопился уйти.
Незаметно шло время. Приближалась Масленица. Ирина Сергеевна задумала устроить для малышей настоящий народный праздник. Учили стихи и песни, готовили конкурсы. Костя с друзьями по её просьбе мастерили настоящее большое чучело из соломы.
Поговорив с родителями учеников, Ирина Сергеевна попросила их помочь ребятам с блинами. Именно с этим лакомством и затевался основной конкурс. Каждому, принёсшему угощение, присваивался тайный номер. Тарелки с блинами выставлялись на общий стол. Рядом - номерки. Никто, кроме трёх человек комиссии, не знал под каким номером чьи блины находятся. Гости пробовали и голосовали за понравившийся номер. Чьё угощение придётся гостям по вкусу более других, тот и победил.
И ещё одно условие было, "на честность": в приготовлении должен участвовать сам ребёнок. Взрослые посмеялись такой затее, но помочь согласились. А, уж, среди второклашек только и было разговоров, как они будут печь блины. Лишь Вася, как обычно, молчал, опустив голову.
И очень удивился, когда за день до праздника к нему подошёл взрослый мальчик, сын их учительницы, Костя.
- Ты же Вася, так? - Серьёзно спросил он.
Второклассник нерешительно кивнул.
- Так вот, Вася, мне помощь твоя нужна. Поможешь?
- Тебе? - Вася совсем растерялся.
- Мне! - Улыбнулся Костя. - Очень, понимаешь, хочу в вашем блинном конкурсе поучаствовать. А мне не разрешают.
- Почему? - Почти шёпотом спросил мальчик.
- Ну, блины же готовить должен ученик из вашего класса вместе с кем-нибудь. А я, сам знаешь, совсем не из 2"А".
Вася смерил Костю взглядом. Да уж, что не из второго сразу видно. Сын Ирины Сергеевны учится в восьмом, это Вася знал. Всё ещё не понимая, чего хочет от него этот взрослый мальчик, он молча смотрел на собеседника.
- Короче, Вася, я хотел тебя попросить вместе приготовить блины. Помоги, а!
У Васи от неожиданности в горле пересохло. Как же он поможет, если не умеет совсем?
- Я не умею. - Еле слышно пискнул он.
- Так и я не умею. - Весело сказал Костя. - Вот и научимся! Зато точно честно. Ну что, попробуем?
Вася неожиданно для себя нерешительно кивнул. Никогда ещё к нему не обращался такой взрослый и серьёзный старшеклассник.
- Спасибо тебе, Вась! - Костя протянул мальчику руку и крепко пожал. - Выручил. Тогда встречаемся у школы после уроков!
Весь день внутри у второклассника Васи Клепикова осторожной птахой билась недоверчивая радость. Неужели он тоже будет участвовать в этом конкурсе? Да ещё вместе с Костей. Еле досидел до конца уроков. Выскочил самым первым и замер на школьном крыльце в ожидании.
Ирина Сергеевна выглянула в окно. Заглянул в класс Костик.
- Ну всё, мам, мы пошли печь блины.
- Кость, а получится у вас? - С тревогой спросила она.
- Мама, я в интернете уже все фишки прочитал! И потом, мужчины - лучшие повара. Доказано мировой кулинарной практикой.
- Спасибо тебе, мужчина мой дорогой! Что согласился помочь, спасибо! - Она обняла сына. - Беги. А то Вася на крылечке замёрзнет.
Она видела, как вышел из школы сын, положил руку на плечо маленького Клепикова, и они дружно зашагал в сторону дома.
Вечером, отмывая от теста кухню, она слушала рассказ Костика об их с Васей кулинарном подвиге.
- Мам, он смешной такой, твой Васька. Только напуганный. Я про маму его спросил, а он чуть не заревел. Она жива у него?
- Жива, сын. Только, как Зоя Ивановна объяснила, Вася ей не слишком нужен. Такой маленький и такой одинокий.
- Ну, я ему сказал, что, если какие проблемы, пусть идёт ко мне. - Костя поставил посуду в шкаф.
- Костик, ты сегодня здорово помог. И мне, и, надеюсь, Васе. - Ирина отложила тряпку. - Только прошу тебя, помни, что для него это очень серьёзно. Поэтому, не обещай, если не сможешь сделать. Хорошо?
- Мам, я понимаю всё. - Строго ответил Костя. - Это теперь уже не по просьбе. Просто, ты бы видела, как он смотрел.
- Знаю, сынок, что взрослый ты у меня. И настоящий. Иначе бы не просила тебя о помощи. - Ирина Сергеевна улыбнулась и потрепала сына по голове. - А блины у вас получились вкусные!
* * * * *
Праздник был в самом разгаре. Кажется, половина села собралась на школьном дворе. Взрослые аплодировали маленьким артистам. На столы уже поставили кастрюли с горячим чаем. Приближался главный конкурс. Выбрали из присутствующих комиссию во главе с Зоей Ивановной, разложили по тарелкам блины, поставили номерки. И пошёл пир горой!
Маслянистые стопочки таяли на глазах. Ребята толкались и спорили, какие блины вкуснее. Вася с трудом проглотил несколько кусочков. Ему казалось, что, среди стоящих на столе, их с Костей блинов и нет вовсе. Вдруг не приняли на конкурс? Привычная неуверенность опять взяла верх над мальчиком. И Костя, как назло, пропал куда-то. От волнения Вася едва не плакал.
Но вот все столпились перед школьным крыльцом. Закончили подсчет голосов. Зоя Ивановна начала торжественно:
- Дорогие мои, поздравляю вас всех с этим замечательным праздником! Спасибо тем, кто принял в нем участие! Спасибо нашим маленьким артистам, их родителям и учителям, которые помогли подготовить праздник! А какие вкусные у вас получились блины - не передать! Всем понравились?
- Да! Да! Понравились! - Откликнулся нестройный, но дружный хор голосов.
- Но у нас есть и лидеры, за которых голосовали чаще других. Это номер семь...
- Леночка Басова с мамой. - Подсказал учитель географии, сверившись со списком. Все захлопали.
- Номер три. - Продолжила Зоя Ивановна.
- Серёжа Павлов с сестрой.
Захлопали ещё сильнее.
- И, наконец, наш победитель, - директор сделала паузу - набравший самое большое количество голосов, номер... Двенадцать!
Учитель географии опустил палец вниз списка.
- Вася Клепиков и Костя Смирнов!
- Ого! Васька? - Выкрикнул звонко и удивлённо чей-то детский голос. И тут же утонул в аплодисментах.
Вася стоял оглушенный неожиданным успехом, ничего не понимая. Ирина Сергеевна подошла к нему и обняла за плечи. И он не отстранился, как раньше. Одноклассники смотрели так, словно видели мальчика впервые. А он беспомощно озирался, ища в толпе Костю.
Наконец увидел. Вместе со своими друзьями Костик вносил во двор чучело Масленицы. Тоже отыскал глазами Ваську, поманил к себе. Вдвоём они взяли факел, который протянул Косте учитель географии. Под завистливыми взглядами других мальчишек коснулись чучела. Огонёк лизнул солому, и закружился весёлый хоровод, повторяя:
"До свидания, Масленица, приходи опять!
Через год тебя мы снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать!"
Этот хоровод Васька запомнит навсегда. И вкус тех блинов, что пекли они с Костей, тоже.
Вася, хоть и не стал отличником, да и активистом назвать его было трудно, кое-чему научился у старшего друга: верить в собственные силы и держать данное обещание.
Вроде и не так часто видели сына Ирины Сергеевны с его младшим товарищем, но теперь в классе к Васе Клепикову относились немного иначе. Ещё бы, раз взрослый парень разговаривает с их одноклассником на равных, это что-то да значит. Начали подходить к нему другие мальчишки, всё чаще Ирина Сергеевна видела, что Вася идёт из школы не один. Появилась в маленьком Клепикове и какая-то, еле ощутимая, но спокойная уверенность. Ваське больше не казалось, что он никому не нужен.
Иногда прибегал в дом Ирины Сергеевны и тихо о чем-то разговаривал с Костей. Саму учительницу он всё ещё стеснялся.
- Не верит мне Вася. - Пожаловалась Ирина Сергеевна сыну. - Никак не удаётся подобрать к нему ключик.
- Да нет, мам. - Успокаивал её Костя. - Васька уважает тебя, но, как объяснить, не привык он к такой заботе. Он просто не понимает, что взрослым можно что-то рассказать, можно попросить о помощи, и при этом не бояться быть обузой. Его бабка так с рождения приучила.
- Разговаривала я с его бабушкой. - Вздохнула Ирина Сергеевна. - Только бесполезно оказалось.
Сказал ли Костя Ваське об их разговоре, Ирина Сергеевна не знала. Но на её предложения и просьбы он постепенно начал откликаться. Даже стал принимать участие в некоторых классных делах.
Костик уехал в город, поступил в институт. Ирина Сергеевна уже вела новый класс. Скучала, конечно. Скучал без Кости и Васька. Он после отъезда старшего друга забегать стал редко, разве если помочь что-нибудь надо, но в школе они с Ириной Сергеевной виделись каждый день. Мальчик вопросительно смотрел на неё, а она говорила ему, что у Кости всё хорошо.
* * * * *
- Мам, как там Васька? - Позвонил домой сын, сдав первую в своей жизни сессию.
- Учится, сынок. - Сообщила Ирина Сергеевна. - Мама его вернулась. Вроде налаживается всё у них. Вот только с английским Вася никак не справляется, учительница жаловалась.
- Приеду, позанимаюсь. - Пообещал Костя. - Дня через три буду. Ты скажи ему.
- Скажу, сынок.
- Вася, послезавтра Костя приедет. Звонил. Придёшь к нам? - Сказала Ирина Сергеевна мальчику на следующий день в школе.
Вася счастливо закивал. Она шла к своему классу, когда он догнал её. Осторожно тронул за рукав.
- Ирина Сергеевна, а можно я к вам завтра приду? И мы нажарим Косте блинов. Ну тех, наших. Я помню как!
- Конечно можно, Вась. Нажарим. Он рад будет. Ну, беги, а то урок начинается.
Она смотрела, как Васька вприпрыжку бежит по коридору...
"До свидания, Масленица, приходи опять!
Через год тебя мы снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать!"
Дорогие мои читатели, я поздравляю всех с праздником Широкой Масленицы! Пусть она станет для вас настоящим началом солнечной, доброй и щедрой на хорошие события весны! Тепла вам, мира и веры в лучшее.