- Ира, я не хочу, чтобы мы дальше жили вместе. Я подал заявление на развод. - Алексей не юлил, не пытался смягчить удар. - Вы с Костей можете спокойно подыскать себе жильё. Я не тороплю.
- Постой, Алёша. - Ирина старалась оставаться спокойной. - Но ведь деньги от продажи моей квартиры мы вложили в наш, твой, бизнес. Куда же нам переезжать? И Костя. Он прописан здесь.
- Прописан. Как и ты. - Согласился Алексей. - И выселить я его не могу. Да и не собираюсь. Если хочет, пусть остаётся. Да и с твоей выпиской будут проблемы. Но я надеюсь на твой трезвый рассудок. Вряд ли ты сама захочешь здесь жить в теперешней ситуации. А бизнес... Бизнес давно прогорел, Ир. Делить нечего. Квартиру свою ты продавала добровольно. Мне моя принадлежит по дарственной от матери, прав на неё ты не имеешь.
Как он ровно и холодно говорит. Наверное, уже давно обдумал и эти слова, и юридические тонкости.
- Алёша, но почему? Я понимаю, что в последнее время мы реже бываем вместе, и прежней близости, наверное, тоже нет. Но мы никогда не ссорились, у нас сын, ему тоже нужна полная семья.
- Не уверен. - Муж пожал плечами. - Да только в его классе полно неполных семей. Не думаю, что среди Костиных одноклассников сплошь несчастные дети. А что касается остального, Ира, я встретил женщину. Женщину, с которой у меня и близость, и прекрасные отношения. Она будет жить здесь. Я не вижу смысла сохранять наш с тобой брак.
* * * * *
- Аня, мне нужна квартира. - На следующий день Ирина всё рассказала подруге. - Но я даже не представляю, на что её снимать. Почти всю зарплату отдать придётся.
- Ирка, что, так и сказал? - Выслушав рассказ подруги, Аня обхватила руками щеки. - Сволочь он, твой Алёша.
- Я сама виновата, Ань. - Хотелось плакать, но Ирина взяла себя в руки. - Лёша прав, он же не заставлял меня продавать квартиру. И половину бизнеса на меня оформил.
- Бизнеса, который почти сразу и развалился. - Фыркнула Аня. - А квартиры тю-тю. Слушай, а Костик как же?
- Костю он согласился оставить у себя, но не очень охотно. Думаю, его больше устроил бы вариант, если бы мы с сыном исчезли из его жизни вместе.
- Согласился! Устроило бы его, барина! - Возмутилась Аня. - Где мужики? Перевелись что ли. Ни за что отвечать не желают!
- Ну, Алексея мы с тобой можем ругать сколько угодно, а проблему мне надо как-то решать. И с Костей разговаривать тоже. Если он может жить в новой семье отца, то мне там, совершенно точно, места нет.
- Ирка, есть у меня одна мысль. Ты, если что, переехать сможешь?
- Переехать? - Ирина задумалась. - Далеко?
- Как получится.
- Не знаю, Аня. Вряд ли. Как же я без Костика. Если он будет с Алёшей, здесь я видеться с ним смогу. А если перееду, как тогда?
- Ну, ладно.
Костик смотрел на неё своими большими глазами и не понимал.
- Мам, вы же не ругались никогда. - Удивлённо говорил он. - Почему тогда развод?
- Мы и не будем ругаться, сын. Но папа хочет, чтобы мы с ним жили отдельно.
- А я?
- Ты можешь жить вместе с папой, в своей комнате. Но мне надо найти другую квартиру.
- То есть, он не выгоняет меня, но выгоняет тебя. - Костя закусил губу. - Знаешь, мам, это подло. Тебе ведь совсем негде жить.
- Негде, - согласилась Ирина - но я что-нибудь придумаю. Правда, это могут быть совсем не такие условия, в которых мы живём сейчас. Но для тебя ничего не изменится.
- Уже изменилось. - Серьёзно ответил сын. - И я не предатель. Мне его подачки в виде комнаты не нужны. Я с тобой жить буду.
- Негде нам с тобой пока жить. - Ира обняла сына, а он как маленький уткнулся ей в плечо. - Кость, а если переехать придётся?
- Значит, переедем. - Неожиданно спокойно ответил он.
"Вырос как". - Подумала Ира.
* * * * *
В Николаевку они приехали с помощью Аниного знакомого из отдела образования. Молодой специалист, направленная в село, не выдержала и сбежала обратно в город, несмотря на предоставленное служебное жильё и какие-то льготы. Учитель нужен был срочно, и проблем с переводом у Ирины не возникло.
- Нормальный дом. - Вздохнул Костя, оглядев их новое жильё. - Мам, здесь хоть интернет есть?
- Ну, мы же не в древние века с тобой переселились, а всего лишь в деревню. К тому же, не очень маленькую. - Ирина с тревогой посмотрела на сына. - Костик, если тебе здесь совсем не нравится, ещё можно вернуться к папе.
- Нет. К папе я возвращаться не собираюсь. - Сын уже распаковывал сумку. - Может быть, здесь ещё и ничего.
- Ирина Сергеевна, у вас второй класс. - Директор школы встретила её приветливо. - Пятнадцать человек. Дети разные, в основном неплохие. Есть, конечно, несколько семей, которые требуют более пристального внимания, но, в целом, проблем я не вижу. С развлечениями у нас здесь не очень, молодёжь не задерживается. Это раньше обещали финансирование, развитие, вот ребята и оставались. Откуда, думаете, столько ребятишек. А потом забросили всё. Но село не заброшенное: и медпункт, и магазин, почтовое отделение - всё есть.
- Да мне не до развлечений сейчас. - Грустно усмехнулась Ирина. - Наоборот, скорей бы на работу.
- Ну, вам - нет. - Не согласилась директор. - А вот сын ваш может заскучать после города и большого коллектива. Здесь у Кости в классе лишь шесть человек, включая его самого.
- Шесть - уже не один. - Ира понимала, как трудно будет сыну, но надеялась на лучшее. - Если у Кости что-то не заладится, ему всегда есть куда вернуться.
- А вам?
- У меня такой возможности нет. Так что будем работать вместе.
К её удивлению Костя быстро сошёлся с новыми одноклассниками. Хорошо знающий информатику и английский, он быстро стал первым по этим предметам, и никогда не отказывался помочь ребятам. Часто Ирина Сергеевна заставала у них дома кого-нибудь из его новых друзей.
У неё самой тоже не возникало трудностей в общении с учениками. В маленьком классе работать было гораздо легче. Она уже и забыла, как это, когда во время урока успеваешь подойти к каждому.
У многих детей оказались проблемы с чтением, и Ирина Сергеевна начала проводить дополнительные занятия. А чуть погодя, попробовала ставить с второклассниками небольшие спектакли. Не избалованные развлечениями, ребятишки охотно учили роли. Только один, самый маленький ростом и один из самых слабых в учении, Вася Клепиков, всегда отказывался. Как ни уговаривала его Ирина Сергеевна, как ни пыталась вовлечь в игру, Вася лишь опускал глаза и отрицательно качал головой.
Другие ребята сторонились его, и она всеми силами старалась подружить мальчика с классом.
- Лена, почему вы не берёте Васю в свои игры? - Спросила она у смелой и бойкой девочки, лидера класса.
- Ирина Сергеевна, он же не умеет ничего! - Горячо заговорила Лена. - За что ни возьмётся, у него ничего не получается. "Хочешь что-нибудь испортить - дай Васе". Так всегда Дина Олеговна говорила.
- Дина Олеговна - ваша прежняя учительница? - Уточнила Ирина Сергеевна.
- Ну да. - Подтвердила Лена. - Она ему в первом классе велела на линейку стих выучить. Все рассказали. А Васька голову угнул, и молчит. А когда надо было на восьмое марта нарисовать маму для выставки, все нарисовали, а он нет. И сказал, что бабушка суп на рисунок пролила. И всегда так. Что не делает - всё портит. Ирина Сергеевна, если что-то надо выучить или сделать, вы мне говорите. Ну его, этого Ваську.
- Зоя Ивановна, - подошла Ирина к директору - я хочу к Васе Клепикову домой сходить, познакомиться с родителями.
- Набедокурил что-то? - Нахмурилась директор.
- Да что вы! Вася - хороший мальчик, только неуверенный в себе. Вот и хотела с родителями поговорить, может быть, вместе придумать что-то. На собрание никто не приходил из них.
- Да не с кем там разговаривать. - Вздохнула Зоя Ивановна. - Отца у Васи нет. А матери он фактически не нужен. Она оставила его с бабушкой, а сама уехала на заработки. И заработков особых не видно, старуха внука на пенсию тянет, и Вася чувствует себя лишним. Умыт, одет, накормлен. Скромно живут, но необходимое есть. Вы же видите. Но обуза. Он это понимает. Отсюда и неуверенность.
Ирина задумалась. Нелюбимый ребёнок. И правда, откуда здесь взяться уверенности в собственных силах, даже силёнках, если о Васе говорить. Пообещала себе мальчишку без внимания не оставлять.
* * * * *
Васе было невесело. Он уже привык, что дети не обращают на него внимания. Его никто не обижал, скорее, просто не замечали. Вернее, забывали о нём. Он сначала тянулся за остальными, а когда понял, что многое получается у него хуже, чем у других, научился уходить в тень.
Ему и бабушка всегда говорила, гладя по голове: "Зря, Васятка, мать тебя родила. По глупости. Не нужен ты ей." Вася и сам чувствовал, что не нужен. Мама как уехала, так почти и не приезжала. В редкие её появления в родном доме, она бегло справлялась у бабушки об учёбе сына, о хозяйственных проблемах, оставляла немного денег, и снова уезжала. Одежду привозила Васе всегда на вырост, и мальчик каждый раз замирал от мысли, что вдруг она это делает, потому что знает, что не приедет к ним больше.
Маму он любил, хоть и не умел этого показать. Ваське очень хотелось прижаться к ней, но мальчик почему-то боялся, что мама просто отстранит его, как делала всегда, когда бабушка бросалась ей навстречу с восклицаниями: "Доченька моя приехала!" А сама она Васю никогда не обнимала. Он даже не знал, виноват ли в этом, или просто так получилось...
Продолжение следует... часть 2
(Если сегодня ссылка не активна, то следующая часть будет опубликована завтра. Спасибо за понимание!)
Внимание! Все текстовые материалы канала Йошкин Дом являются собственностью канала и объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование материалов данного канала без предварительного согласия правообладателя. Цитирование разрешено только при указании гиперссылки на канал Йошкин Дом https://zen.yandex.ru/id/5f8f427d77454e74d3aae539 Коммерческое использование запрещено.