Универсальная формула продаж
Мощный скачок напряжения мирового информационного пространства мы имеем возможность наблюдать с третьей декады февраля этого года. Разноплановая трактовка событий на Украине и её последствия - это всё, что можно сегодня получить из новостной ленты. Такой массированной бомбардировки сознания нам ещё не доводилось переживать, и её результаты уже сегодня сказываются на психике всех, следящих за развитием ситуации.
Кто-то потерял работу, кто-то переживает за родственников, кто-то - за свои сбережения. У каждого из нас есть повод для стресса. Создать у потребителя стресс - вот задача текущей новостной ленты.
Концепция нынешней политической пропаганды, реализуемой посредством интернета, идентична технологиям продаж: завладеть вниманием, чтобы подтолкнуть к желаемым действиям.
Завладеть вниманием, создать стресс (вызвать боль), а затем продать способ избавления от неё - это универсальная формула, одинаково легко реализуемая в любой форме маркетинга.
- Компании «залезают не только в наш кошелек, они залезают к нам в мозг и заставляют покупать определенные товары...
(Анатолий Голомолзин, замглавы ФАС)
Цитату Голомолзина можно в равной мере адресовать и политическим партиям: подконтрольные СМИ "залазят" в наши мозги, чтобы продать нам тот или иной политический бренд.
Змей побеждает бога
В 1971-м году американский политолог Герберт Саймон предложил термин "экономика внимания", имея ввиду, что внимание становится самым ценным ресурсом, своего рода универсальной валютой, дефицит которой в стремительно развивающемся цифровом обществе будет только расти.
Закон информации Герберта Саймона: рост объёмов информации провоцирует дефицит внимания.
Продавцы в прямом смысле слова ВОЮЮТ за наше внимание. Смысл этой борьбы был метафорически отображён в хеттском мифе о Тару (бог бури) и Иллуянке (змей).
Иллуянка не мог в открытом бою победить Тару, тогда он стал действовать хитростью и похитил у бога бури глаза и сердце. Глаза - это внимание, а сердце - эмоции. Тот, кто владеет вниманием - владеет эмоциями. Кто владеет эмоциями - контролирует поведение.
Наука виктимология, изучая психологические аспекты манипулирования, отмечает, что жертва манипуляций - это человек, утративший собственные ценности, то есть переставший понимать, каковы его собственные интересы.
Но что виктимология может сказать о том, как защитить себя от манипуляций?
Вспомнить о своей цели
Самый простой способ заставить человека совершить то, что нужно тебе - это напугать его и предложить способ избавления от страха. Так взрослые часто поступают с детьми, а политики с народом: напугай, дитё заплачет и побежит искать у тебя защиты.
Другими словами, манипулятору важно апеллировать к мышлению жертвы, а защита от манипуляций подразумевает ставку на венаторное мышление - мышление "охотника" - человека, ясно осознающего свои интересы.
Очень сложно поддерживать венаторное мышление там, где резко меняются условия существования, рушатся планы и надежды, а будущее теряется в тумане. Но именно такой момент и является идеальным для "прокачки" мышления охотника: действительность требует от нас умения успокоиться, перестать есть ту лапшу, что падает на уши, вспомнить о своих ценностях, сформулировать новые цели, создать новый план действий и сосредоточиться на нём.
Наша цель отражает наши интересы. Наша цель требует нашего внимания. Во что мы сегодня будем инвестировать своё внимание - решать нам. Пора вернуть себе "глаза и сердце" и сосредоточиться на том, что действительно важно.
Рудияр
Общаюсь с подписчиками в своём клубе ВК
#психология #политика #экономика #мышление #виктимность #власть #пропаганда #идеология #внимание #маркетинг