Найти в Дзене
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Вашингтону следует еще раз крепко подумать прежде, чем делать Украину новым Афганистаном

Стремление Запада поддержать мятеж на Украине должно сдерживаться неопределенностью, связанной с ядерной доктриной России. Президент-демократ, пострадавший от внутренних кризисов и холодной войны, которая вот-вот перерастет в горячую, заявил восторженной аудитории в зале Палаты представителей США, что недавнее вторжение Москвы представляет собой «величайшую угрозу миру со времен Второй мировой войны».

Джо Байден во вторник вечером? Нет. Попробуйте вспомнить Джимми Картера. Сорок два года назад г-н Картер, столкнувшись с советским вторжением в Афганистан, поднялся на трибуну Палаты представителей и осудил советское вторжение как попытку «поработить яростно независимый и глубоко религиозный народ Афганистана». «Эти два акта - акт международного терроризма и акт военной агрессии - представляют собой серьезный вызов Соединенным Штатам Америки и, по сути, всем народам мира. Вместе», - сказал Картер, - «мы встретим эти угрозы миру». Сходство между моментами трудно не заметить. Президент Джо Байден, столкнувшись с неожиданным нападением России на Украину, изложил ответ в том же духе, что и Картер, включая длинный список экономических санкций.

Но, увы, политика, изложенная Картером 23 января 1980 г., в конечном итоге пошла намного дальше, чем та, которую он изложил в своем обращении к Конгрессу. По совету своего советника по национальной безопасности, родившегося в Польше, Збигнева Бжезинского, Картер, а позже и его преемник Рональд Рейган, профинансировали десятилетнюю секретную операцию в поддержку афганских джихадистов в их войне против советских оккупантов. Сегодня у Вашингтона, похоже, сильное искушение последовать сценарию Бжезинского и поддержать повстанческое движение против русских на Украине. История подсказывает, что это было бы серьезной ошибкой, которую, во всяком случае, сейчас Байден, похоже, не склонен совершать.

Тем не менее идея о том, что Украина станет (или может стать с американским оружием, разведданными и деньгами) новым теперь уже путинским Афганистаном, находит широкое признание среди внешнеполитической элиты США, включая бывшего сотрудника Госдепартамента Джеймса Бруно, который работал в Афганистане в 1980-х годах. Недавно Бруно заявил: - «Пришло время заставить Россию-матушку пролить кровь за ее преступления. Мы делали это раньше. Мы можем сделать это снова. В дополнение к санкциям и другим мерам, которые администрация Байдена ввела в действие, мы должны усилить боль для Москвы на местах, активизировав экономическую войну, психологические операции и мощную тайную военную поддержку украинских повстанцев».

Бывший посол США в России Майкл Макфол, похоже, согласен с этим, написав в Твиттере , что «Украина станет путинским Афганистаном». Тем временем лидер большинства в Сенате США Чак Шумер выступил на MSNBC и сказал, что, по его мнению, «сопротивление Украины превзойдет по силе афганское сопротивление». А еще есть бывший госсекретарь Хиллари Клинтон, которая выступила по телевидению, чтобы напомнить всем, что когда русские вторглись в Афганистан, «это плохо кончилось для русских». «Дело в том, - продолжила Клинтон, - «что очень мотивированное, а затем финансируемое и вооруженное повстанческое движение фактически вытеснило русских из Афганистана».

Однако непреднамеренные последствия поддержки США Усамы бен Ладена и других антисоветских джихадистов с течением времени стали ослепительно очевидными. Идея о том, что Афганистан был последним гвоздем в крышку гроба советской империи (или это и сочетание безудержных расходов США на оборону при Рейгане), теперь воспринимается как истина в Вашингтоне, имеет мало общего с историей. СССР был свергнут в результате бескровного переворота в лесах Беларуссии россиянином Борисом Ельциным, украинцем Леонидом Кравчуком и белорусом Станиславом Шушкевичем, а совсем не, как гласит мифология, в горах Гиндукуша. Более того, как недавно отметил историк Джефф Рогг в статье в Los Angeles Times: - «У нас нет четких доказательств того, что украинцы способны поддерживать повстанческое движение или что Россия отступит, если столкнется с таким сопротивлением».

Еще одна проблема с этим ходом мыслей заключается в том, что у нас нет возможности узнать, как Россия может отреагировать на поддерживаемое США повстанческое движение. Стремление к мятежу должно сдерживаться неопределенностью вокруг ядерной доктрины России, особенно в отношении использования так называемого тактического или «боевого» ядерного оружия. 27 февраля Путин, сославшись на «недружественные экономические действия против своей страны», а также на «агрессивные заявления», исходящие из столиц стран НАТО, издал приказ о переводе российских сил сдерживания (то есть ядерных) на «особый режим боевых действий». Как может отреагировать российское руководство в условиях не просто агрессивных заявлений, а вооруженного мятежа, остается только гадать. В конце концов, чем дольше продолжается эта война, тем опаснее она становится. США и их партнеры по НАТО должны работать сверхурочно, чтобы найти пути урегулирования войны с помощью переговоров, вместо того, чтобы готовить почву для Армагеддона.

ДЖЕЙМС КАРДЕН, автор статей в журнале The Nation, советник Госдепартамента США.

СВО
1,21 млн интересуются