Найти тему
Такое поведение

Один пошёл и все пошли. Есть научное объяснение. И немного о ПДД, чтобы поговорить с детьми

Оглавление

Ежедневно по всей стране происходят ДТП с наездом на пешеходов. В том числе в тех случаях, когда пешеходы действуют по правилам.

Причём переход через дорогу в составе группы, на самом деле, сопряжён дополнительными рисками. Дам этому научное объяснение.

В статье также опишу три ситуации ошибочного поведения на дороге. Полезно будет поговорить об этом со своими детьми.

Это канал про поведение. Разбираюсь с тем как оно устроено благодаря науке Прикладной анализ поведения (АВА).

Происшествие

Несколько лет назад в новостях рассказывали о ДТП, в котором водитель совершил наезд на толпу пешеходов, переходящих дорогу. Была запись видеорегистратора.

Помню, что меня поразило одно: никто из пешеходов не повернул голову налево, чтобы посмотреть на приближающийся транспорт.

Загорелся зеленый сигнал светофора и вся толпа незамедлительно выдвинулась на проезжую часть.

Результатом того столкновения стало около пяти пострадавших. Всего дорогу переходило около десяти человек. Страшно.

На что смотрит пешеход

Если пешеход переходит дорогу по регулируемому пешеходному переходу, то основным стимулом, на который он ориентируется, становится сигнал светофора.

Красный - стой. Зелёный - иди.

Красный - стой. Зелёный - иди.
Красный - стой. Зелёный - иди.

Однако, если пешеход находится на переходе не один, то он склонен ориентироваться на других пешеходов. Думаю, вы замечали такое неоднократно: один пошёл и все пошли. Почему так?

Стимульный контроль

Всякий стимул, присутствующий тогда, когда подкрепляется поведение, приобретает над ним определённый контроль.

Стимул в виде переходящего через дорогу человека не вызывает наше поведение напрямую, нас на дорогу в этот момент никто не тянет и не выталкивает, но является особенно важной частью обстановки, в которой на постоянной основе происходит и подкрепляется наше поведение.

Много раз, переходя через дорогу, мы видели рядом с собой идущих людей. Мы спокойно доходили до противоположной стороны, что подкрепляло наше поведение переходить дорогу, и теперь вид идущего человека взял на себя часть контроля за нашим поведением.

Кроме того, если людей много, то они загораживают обзор и становятся единственным видимым стимулом.

Такой вот пример установления стимульного контроля.

Переходящий через дорогу человек стал для нас сигналом, что сейчас дорогу переходить безопасно и уместно.

  • Во-первых, мы не попадём под машину.
  • Во-вторых, не получим неодобрения со стороны окружающих.

К сожалению, по факту такой сигнал может оказаться ошибочным.

Ошибка!
Ошибка!

Примеры

1. Начавший движение пешеход, ориентируется только на сигнал светофора и не обращает внимание на дорожную обстановку

Есть люди, и их немало, уверенные в своём полном праве и абсолютной неуязвимости, при выходе на проезжую часть в положенном для этого месте и уж тем более при разрешающем сигнале светофора.

Что здесь хочется сказать: водитель, совершивший наезд на пешехода, конечно, будет считаться правонарушителем, заслуживающим общественного порицания и всё такое... НО это точно не стоит того, чтобы попадать из-за него в больницу.

2. Начавший движение пешеход, ориентируется только на дорожную обстановку в момент перехода и на свои собственные силы и возможности

В этот момент ещё горит красный свет, но человек принимает для себя решение, что приближающийся транспорт находится достаточно далеко и он успеет перейти. Он, может, и успеет. Но он точно не думает в этот момент о том, успеете ли это сделать вы.

3. Начавший движение пешеход, ориентируется на перекрестный сигнал светофора

Очень интересное наблюдение. Многие следят не за сигналом светофора, который относится к их стороне, а за сигналом, который работает на перекрестное движение. Таким образом начинают своё движение не в момент, когда им загорелся зелёный свет, а в момент, когда едущему транспорту, загорелся красный.

Очевидно, логика такая: машины уже не имеют права ехать, значит я имею полное право идти. И в этом они сильно заблуждаются. Во-первых, и физическое, и моральное преимущество будет у транспорта, который завершает свой манёвр, а во-вторых, может оказаться, что данный пешеход, сам того не осознавая, в данный момент грубо нарушает правила. Посмотрите схему:

Пример перекрестка с разным сигналом светофора на встречное движение
Пример перекрестка с разным сигналом светофора на встречное движение

Нашему человечку идти нельзя. Не смотря на то, что транспорт, который едет справа от него уже остановился на светофоре, транспорту, едущему слева горит зелёный свет, а значит с левой стороны к перекрестку на полном ходу могут приближаться машины.

Движение для нашего человечка в этой ситуации строго запрещено, но, если он привык для себя ориентироваться на перекрестный сигнал светофора, то, есть большая вероятность того, что он начнёт своё движение.

Кстати, в моём городе, недалеко от моего дома, как раз такой перекрёсток. Довольно часто приходится буквально хватать за руку тех, кто торопиться поближе познакомиться с каким-нибудь, летящим на всех парах, грузовиком.

Безопасное поведение

Чтобы максимально обезопасить себя наше поведение переходить через дорогу должно находиться под контролем следующих стимулов:

  • да, есть разрешающий сигнал светофора;
  • да, текущая дорожная ситуация позволяет безопасно перейти дорогу: нет машин, которые завершают свой манёвр или торопятся проскочить на "желтый".
Безопасное поведение
Безопасное поведение

Поговорите об этом лишний раз со своими детьми.

Здоровья вам и хорошего настроения!

Надеюсь, было полезно.

О стимульном контроле будут ещё статьи. Ближайшая о том, почему всё время приходится кому-то о чём-то напоминать. Подписывайтесь! Будет интересно.

Любая активность на канале приветствуется и помогает расширять аудиторию его читателей. Вдруг для кого-то из них эта информация будет иметь решающее значение.

В завершении можно было бы выложить видео с записью страшного наезда, но во избежание пометки "шокКонтент" использую Смешариков.

#воспитание и развитие #наука и образование #родители и дети #правила дорожного движения