Одинокая женщина с детьми и ипотекой — вот идеальный кандидат. Объясняем, почему это не так.
Всем привет, меня зовут Рита, и я рекрутёр. Фразу, которую вы видите в заголовке, никто нарочно не выдумывал, это цитата — именно так ответил на мой вопрос об идеальном кандидате один нанимающий менеджер. Самое страшное, что он не шутил. Сейчас расскажу всё по порядку.
Искали менеджера по работе с ключевым клиентом. Находили, адаптировали, радовались пару недель, а потом начинали искать снова. Потому что новички к концу испытательного срока просто сбегали. Во многом здесь дело в клиенте: он кормит компанию, поэтому может быть резок в оценках и не всегда этичен. Мягко говоря. И весь концентрат токсичности выливался на голову одного человека — того самого менеджера.
Ситуация сложная: можно, конечно, выстроить с клиентом границы, но это чревато тем, что он уйдет и заберёт с собой все свои бюджеты. Можно было для профилактики выгорания повесить в офисе боксерскую грушу. Но мой клиент решил иначе: один менеджер не справляется — наймём другого. И вот новый бриф: мы ищем человека, задавленного долгами и ответственностью за семью, который будет молча всё сносить, потому что заинтересован в своей зарплате.
Но это так не работает, потому что даже самые сильные и мотивированные люди выгорают.
Эмоциональное выгорание — это не то, чем человек может управлять. По определению Всемирной организации здравоохранения это синдром, то есть комплекс симптомов. Он возникает как реакция на хронический стресс на рабочем месте, с которым человек не может справиться. Если стресс хронический и чрезмерный, человек не может управлять влиянием этого стресса на него.
Давайте я расскажу, как будет. Мы найдём ту самую женщину, готовую на всё, и она приступит к своим обязанностям. Каждый день она будет много и часто общаться с разными людьми — представителями того самого клиента. И это будет её физически и эмоционально выматывать, потому что общение предполагает большую нагрузку на психику. Переутомление приведет к проблемам со сном: ей будет трудно уснуть ночью и очень трудно встать утром. Выходные будут проходить быстро и бессмысленно, а понедельник будет казаться каторгой. Чем дольше наша подопечная будет находиться в таком состоянии, тем больше оно усугубится и тем хуже она будет работать.
Выгоревший сотрудник не приносит пользы, ваш ключевой клиент сбежит сам, потому что качество услуг компании на неудовлетворительном уровне. И в этом — ваша вина.
Выгорание персонала — это ответственность компании, её руководства. Потому что именно руководство определяет, с каким именно стрессом сталкивается подчинённый и каким именно образом можно ему помочь справиться со стрессом ещё до того, как он стал чрезмерным.
Что может сделать каждый работодатель для того, чтобы его сотрудники не выгорали? Этот вопрос мы задали Ольге Сориной — психологу, руководителю центра развития психологических компетенций сотрудников и руководителей «Вдох» и автору телеграм-канала «Чтобы не выгорать».
Первое, за чем следует следить, это соблюдение Трудового кодекса. Никакие внешние мероприятия не смогут помочь, если на предприятии не соблюдаются законные права работников, нет достойных условий труда, нет времени на отдых. Давно пора осознать, что чем больше и лучше человек отдыхает, тем лучше и продуктивнее он работает.
Дайте сотрудникам чувство защищенности: вовремя выплачивайте зарплату (оно должна быть белой — это даже не обсуждается), не вынуждайте работать на больничном и в выходные, дайте полностью отгулять отпуска и праздники, уважайте личное время сотрудников и соблюдайте их границы. Не стимулируйте переработки доплатами: за большие деньги человек пойдет на то, чтобы перетруждаться, но в итоге это приведёт к проблемам со здоровьем.
Как рекрутёр добавлю: работник — главный капитал компании. Сейчас работу поменять очень легко, а без лояльных сотрудников ваш бизнес может прогореть. Чтобы этого не случилось, научитесь заботиться о них. Сначала создайте условия для того, чтобы сотрудники нормально работали и не страдали от токсичного клиента, а потом ищите нужного вам специалиста, опираясь на его личные качества и компетенции, а не размер и количество кредитов.
Поэтому правильное решение в задачке с менеджером по работе с ключевым клиентом такое:
- предлагать помощь: организовать чат поддержки, предложить тренинги, повесить ту же боксерскую грушу, чтобы человек мог выпустить пар,
- после созвонов с токсичным клиентом устраивать перерыв: гулять, глубоко дышать, переключить мысли на что-то приятное,
- если человеку трудно, обсудить с ним укороченный рабочий день или отгулы для восстановления сил.
А теперь ваша очередь: что ещё посоветуете?