Найти тему
ЦЕГРА

Поезд «от борта» и китайские прачечные: как менялась Москва за прошедшее столетие

Москва – город, который меняется столько, сколько существует. Эти изменения не всегда всем нравятся, но так или иначе они перекраивают облик и уклад жизни горожан для того, чтобы побыть на несколько лет раздражающим фактором или остаться в столице навсегда. CUD.NEWS поговорил про знаковые изменения столицы с московскими экскурсоводами.

Фото: Станислав Фалалеев /cud.news
Фото: Станислав Фалалеев /cud.news

Москва пешеходная, железнодорожная и воднотранспортная

До середины XVIII века Москва была городом пешеходов, так как извозчики были попросту не по карману простым москвичам. Потом в ней появились экипажи, на которых хоть и не очень дешево, но стало можно ездить по городу. И лишь в конце XIX века в Москве появился электрический трамвай – первый полноценный общественный транспорт после конки (исторический вид общественного транспорта, широко применявшийся до перевода железной дороги на паровую, тепловую, электрическую или канатную тягу), охвативший своими маршрутами значительную часть столицы, хотя и не весь город.

Кстати, в начале XX века начал работать в Москве и водный транспорт. Один из его маршрутов, например, проходил из центра на Воробьевы горы. Очень большую роль, можно сказать, ключевую с учетом разрастающейся Москвы в ее транспортной сети играли и железные дороги. Как правило, их прокладывали в тех направлениях, где появлялись дачные поселки. Сначала станций на этих дорогах было немного. Но зато поезд мог остановиться между платформами только для того, чтобы высадить пассажира в нужном ему месте. Еще более дикий факт с точки зрения нашего времени – поезд можно было взять буквально «от борта» и остановить в нужном месте, помахав ему рукой с обочины.

После революции, когда Москва начала фантастически быстро расти, а ее население увеличилось в разы, в ней начался транспортный коллапс. Даже к тому времени, как к трамваям добавились автобусы, до пуска первой линии метро, интервал движения трамваев составлял 40 минут, чтобы было довольно неудобно.

Извозчик на территории Кремля, 1903 г., фото М.С. Парийского
Извозчик на территории Кремля, 1903 г., фото М.С. Парийского

Метро, такси и … личный автомобиль!

Идея метро возникла задолго до революции. Первое предложение по созданию метрополитена в Москве появилось еще в 1875 году, когда инженер Василий Титов выдвинул идею проложить подземную железнодорожную линию от Курского вокзала через Лубянскую и Трубную площади до Марьиной рощи. Но до проекта дело так и не дошло. А первые планы строительства московской подземки появились в 1897 году. Однако, Первая мировая война и потом революция отложили все намерения.

К проектам дореволюционных инженеров вернулись только в сталинскую эпоху – метро стало главным решением транспортной проблемы Москвы, в которой, несмотря на развитие мировой автомобилизации, автомобилей было все-таки не много. Например, в советское время купить машину было сложно из-за дороговизны и дефицита авто в целом – в очереди на его приобретение можно было стоять несколько лет.

Такси в советское время также были дороги, да и вызвать автомобиль с шашечками было не простой задачей, как и остановить на улице. Таксисты нередко спешили куда-то по своим делам и были своеобразной мафией (которая, например, активно была задействована в продаже алкоголя во время сухого закона – прим. ред.). Перестройка стала поворотным периодом в развитии в Москве личного автотранспорта.

После развала СССР сегмент частного транспорта увеличился и стал символом эпохи перестройки, который актуален до сих пор, ведь сколько нынешние власти города ни бьются, москвичи упорно не желают расставаться с автомобилем.

Развитие же общественного транспорта получило второе дыхание уже в наши дни. Во времена мэра Юрия Лужкова строительство метро ощутимо задерживалось, а сейчас дело, наконец, дошло до интеграции железнодорожной сети с метрополитеном.

Кстати, водный транспорт (в который у нас сейчас также пытаются вдохнуть жизнь) долгое время развивался как общественный. В годы советской Москвы его маршруты имели важное значение для жителей прилежащих к набережным районов. Например, ходили чудесные водные трамвайчики по Яузе, которые из-за Великой Отечественной войны перестали курсировать и так и не вернулись на маршруты по ее окончании. Они использовались не только для водных прогулок, но и выполняли вполне утилитарную функцию перевозки пассажиров на несколько километров по реке.

Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

Чистки обуви и опиумные курильни – с чего начинали столичные мигранты

Еще одна совсем не новая для города история – это так называемые мигранты, которые на самом деле существовали в Москве как во времена Российской империи, так и в советское время. Сегодняшние приезжие работники – это в основном жители регионов – «осколков» СССР.

Если же шагнуть в прошлое еще дальше, то, например, в дореволюционные времена татары имели фактическую монополию в бизнесе старьевщиков, а в советское время татарской диаспорой была представлена значительная часть дворников в Москве. Чистильщиками обуви были ассирийцы, их будки стояли по всему городу, и это также был практически их монопольный бизнес. Еще можно вспомнить время после революции, когда начиная с эпохи НЭПа и немного позже после у нас существовала сеть китайских прачечных и нелегальная сеть китайских опиумных курилен (этот момент из истории упоминается у Михаила Булгакова в пьесе «Зойкина квартира» – прим.ред.).

Уродливые баннеры и уютная неоновая «социалка»

Реклама в Москве всегда была самой разнообразной и пережила несколько принципиально отличных друг от друга периодов.

Дореволюционная, по нашим меркам (да и по всем), была в основном просто безобразной с эстетической точки зрения. Никаких строгих ограничений, ее хоть как-то регламентирующих, не было. Вернее, их должны были принимать местные власти, сейчас это уровень местных муниципальных депутатов, но они в основном состояли из купцов, то есть людей, совершенно не заинтересованных в каких-либо ее ограничениях. Поэтому на людных торговых улицах фасады домов, пространства над крышами были сплошь покрыты уродливыми вывесками о продаже матрасов, гробов, свадебных платьев и прочего. Как правило, они были сделаны довольно примитивно, написаны некрасивым крупным текстом, ведь никаких требований к стилю и дизайну просто не предъявлялось. На улицах, которые не были торговыми и были отдалены от центра, ситуация была получше, но отдельные мелкие вывески все-таки встречались и там.

После революции место рекламы, которая на короткий период воскресла в эпоху НЭПа, заняла политическая пропаганда и агитация. Именно нанесенные на фасады зданий рекламные объявления периода Нового экономического порядка сейчас можно увидеть на фасадах некоторых старых зданий в Москве – реставраторам удалось ее вернуть буквально недавно из-под штукатурки более десятка зданий.

В более поздний советский период наряду с огромным количеством агитации реклама появилась вновь. Она была высокого качества, с отличным дизайном, так как ее делали профессионалы, использовалась в коммерческих целях и требования к ней были самые серьезные. Были и связанные с ней курьезы. Так, например, на брандмауэре дома на Садовой-Черногрязской было огромное изображение Леонида Брежнева со звездами героя социалистического труда на груди. Так как награды получать он любил, когда ему присваивали новую, очередную звезду обязательно подрисовывали и на этот его уличные портреты, вспоминают знатоки истории города.

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Еще один по-настоящему интересный период развития рекламы Москва пережила с приходом неона. На заводе «Газосвет» делали отличные большие композиции: «Переходите улицу на зеленый свет», «Летайте самолетами «Аэрофлота» и другие – это была настоящая социальная реклама. Неон тогда активно использовался на витринах и вывесках, но «социалка» была самой симпатичной и действительно украшала по вечерам город.

В период перестройки Москва начала зарабатывать на продаже и аренде рекламных площадей. Рекламные баннеры размещали везде, где можно: на растяжках, над знаковыми постройками города, был момент, когда прямо на Кремль смотрела реклама автоконцерна «Мерседес». Стояли в огромном количестве рекламные щиты и вдоль улиц с интенсивным движением. Теперь этот частокол сменило новое бедствие – нагромождение дорожных знаков, которые выглядят, как металлический лес. Степень их вмешательства в панораму города стала настолько запредельной, что сегодня нельзя сфотографировать памятник архитектуры так, чтобы в кадр не влезло несколько дорожных знаков. Не говоря уже о том, что они мешают пешеходам. Правда, скорее всего, как мы видим на примере истории развития нашего вечно меняющегося города, отсутствие возможности сделать историческое селфи, без вмешательства в кадр современной дорожно-знаковой экспозиции, наверняка, с нами тоже не навсегда.

Автор: Юлия Каблинова

© «Центр Градостроительного Развития» (CUD.NEWS)