Прежде чем начать, я хотел бы представиться. Меня зовут Сергей, я работаю в компании MiLena Music® менеджером по продажам и довольно близко знаком с производством гитар. Каждый день через мои руки проходят как дешёвые, так и дорогие инструменты разных фирм и об их разнице я бы хотел рассказать Вам.
Эта статья во многом направлена на родителей, дети которых хотят научиться играть на гитаре. Каждый день при общении с покупателями мне приходится встречать одно и тоже слово «Дорого», пусть и не всегда это высказывается вербально (обычно говорят «мы подумаем», что ровным счётом одно и тоже). И говорят так люди, которые не совсем понимают, каким образом происходит производство инструментов, насколько это сложный и ответственный, на каждом этапе, процесс.
Пойдём поэтапно. С чего начинается путь от сырья до готовой гитары, какие технологии используются, какие есть подводные камни, на что стоит обратить внимание, и как халатность может привести к финансовым потерям для семьи.
Идея.
Всё начинается с придумывания типа, формы, размеров будущего инструмента. Обдумывается каждый элемент, каждый винтик, каждое крепление, чтобы всё работало как надо. Это большая затрата человеческих ресурсов — сложная интеллектуальная работа, которая в последствии переносится на чертежи и 3D модели. После, всё это необходимо перевести в формат команд для ЧПУ станка.
Материалы.
Хороший инструмент требует хороших материалов. Неожиданно, правда? Не всякое дерево подойдёт для того, чтобы переродиться в гитару, которая будет радовать своим звучанием. Его необходимо перебрать, выбрать самые вкусные «доски», привезти, высушить, подготовить к последующей обработке и т.д. Так сложилось, что сорта, которые обладают необходимыми акустическими свойствами, не самые дешёвые, а именно: ель, кедр, палисандр (за вырубку которого до недавнего времени можно было сесть, и не встать), сапеле, махагони, эбони (оно же чёрное дерево), клён и другие, не менее благородные виды дерева. Однако, для массовости и дешевизны, китайские «мастера» используют то, что под руку попадётся, и то, что растёт недалеко от фабрики. Липа, бук, свечное дерево, иногда доходит до абсурда и используют МДФ.
Одно дело выбрать материалы, их ещё нужно доставить до мастерской и подготовить. Сначала из доски делают заготовку, после отправляют на сушку. На достойных фабриках, как правило, всегда есть сушильные камеры, в которых дерево отдаёт излишки влаги. Это долгий и очень ответственный процесс. Необходимо, чтобы дерево было определённой влажности, в противном случае не стоит удивляться, что, например, гриф у гитары вывернуло винтом, а на передней деке вылез горб.
И, в результате, даже на начальном этапе уже есть ощутимые расходы: покупка материала, транспортировка, подготовка дерева.
Процесс изготовления деталей.
Как я писал выше, при производстве инструментов используется дорогостоящее оборудование, работающее на ЧПУ. Работа на таких станках предполагает определённую подготовку персонала. Однако, даже не смотря на то, что некоторые операции производятся на роботизированном оборудовании, это не отменяет ручной труд. На ЧПУ фрезере можно вырезать заготовки под деку гитары, накладку, гриф, струнодержатель, но вот с обечайками и контр-обечайками совсем другой разговор. Чтобы согнуть дерево, его необходимо «пропарить» под давлением, в противном случае древесина может лопнуть по волокнам, и для этого также делаются специальные станки и оснастка.
Роботы – это здорово, однако не стоит забывать, что на фабрике так же работают люди, которые контролируют все процессы, и которые доводят вырезанные детали в ручную. И которым, пам-бам, необходимо платить зарплату и обеспечивать всем необходимым для работы инвентарём.
На самом деле, при производстве инструментов преобладает именно ручной труд, поскольку необходимо грамотно довести до идеала каждую деталь, чтобы всё стыковалось и собиралось без люфтов, натягов, и какой-то матери.
Сборка и покраска.
Ответственный этап. Когда все детали вырезаны, подготовлены, их необходимо соединить. Клеевые составы так же подвергаются тщательному отбору. Не каждый клей обеспечит необходимую адгезию к материалу и прочность соединения, а некоторые виды клея и вовсе могут негативно сказаться на звучании инструмента. Стоит ли напомнить о том, что весь этот этап делается специалистом вручную?
После того, как инструмент собран, он отправляется на покраску и покрытие лаком. Краска тоже используется не абы какая, тоже самое относится и к лаку. Наносятся они тончайшим слоем. Необходимо соблюсти баланс: чтобы лак и краска не «съедала» звук инструмента. Для данного этапа оборудуется отдельный защищённый от пыли и опилок цех, с установленной вытяжкой и компрессором.
После покраски и покрытия лаком инструмент отправляется на сушку.
Установка фурнитуры, проверка и тесты.
После всех операций по вырезке, сборке, покраске на инструмент устанавливается фурнитура и струны, и производится контроль качества: гитару настраивают, проверяют настройку мензуры.
Качественная фурнитура обеспечивает стабильность строя гитары. Поэтому на хороших гитарах всегда стоит качественная фурнитура, чего не скажешь о дешёвых инструментах. Струны, как правило, ставятся простые, обычно демонстрационная латунь 11-ого или 12-ого калибра. Это в принципе касается всех бюджетных гитар, однако в любом случае струны необходимо поменять сразу при покупке гитары.
После всех проверок и тестов гитара упаковывается и отправляется на полки магазинов.
Заключение.
И вот после того, как мы с Вами прошлись, пусть и очень поверхностно, минуя ещё тысячу и одну мелочь, скажите, заморачиваются ли так же производители дешёвых гитар? Правильно — нет! Для массовости и удешевления минуются, как правило, очень ответственные моменты, берётся дерево дешевле и доступнее (а иногда даже и не дерево вовсе), обработка хуже, покраска «и так сойдёт», фурнитура подешевле.
Приобретая дешёвые инструменты, Вы рискуете столкнуться с тем, что на инструменте вовсе невозможно играть, а через пару-тройку месяцев инструмент приходит в негодность: отклеивается пятка грифа от корпуса, отрывается бридж, лады, не то из дерьма, не то из риса, продавливаются и вылезают из накладки и так далее.
И вот юный гитарист берёт дешёвое недоразумение в руки, пробует, и ему естественно не нравится, а поскольку ничего другого кроме этого он не держал в руках, то складывается мнение, что все гитары такие и на всех них нужно играть сквозь муки. После чего он благополучно бросает учёбу игре на инструменте.
Надеюсь, что этой статьёй я показал, что производство инструментов – это довольно сложный процесс, в который вкладываются ресурсы, силы, время и душа. Я понимаю, что не все могут в нашей богатой Сверхдержаве купить ребёнку инструмент за 10 000 руб., особенно это касается отдалённых регионов, где средняя зарплата рабочего на заводе 15-20 тысяч рублей. Однако даже в такой ситуации не стоит бросаться на дешевизну, поскольку в процессе учёбы, когда некачественная гитара сломается, Вам придётся покупать ещё одну такую же и в результате, в перспективе, Вы потратите гораздо больше средств. Вместо того, чтобы покупать две, а то и три низкосортные поделки, лучше взять одну, но хорошую, которая гарантированно не развалится после полугода активной игры, и которая будет радовать Вашего ребёнка.
В прочем, я не претендую на истинность в последней инстанции, даже среди дешёвых гитар попадаются по-настоящему хорошие инструменты, и я встречал такие. Однако, могу сказать по собственному опыту, найти их среди всего того непотребства — сродни игры в русскую рулетку, авось и повезёт. К сожалению везёт не всегда.
Спасибо за уделённое время.