Найти в Дзене
ДУХОВНЫЕ ПОСЕВЫ

Какое искушение не выдержал царь Саул и поэтому потерял Божию благодать

Царь Саул и пророк Самуил
Царь Саул и пророк Самуил

Библейская история о первом израильском царе Сауле учит о том, что не только целый народ, но и каждый отдельный человек заключивший завет с Богом должен преодолевать искушения.

Эта история начинается с того, что у одного знатного человека из колена Вениамина по имени Кис потерялись ослицы. Он посылает своего молодого и красивого сына Саула на их поиски. И эти поиски приводят его в одно селение, в котором по случаю праздника судья Израиля, пророк Самуил приносил жертвоприношение.

Господь устраивает так, что Самуил встречается с Саулом, они вместе обедают, беседуют, ночуют в одном доме. А утром пророк, провожая Саула домой, возлил ему на голову освященное масло и открыл ему все, что с ним произойдет в ближайшее время, а самое главное то, что Господь помазывает его царствовать над народом Израиля.

Очевидно, что Саул получил от Бога благодать, он преобразился и над ним, по пути домой, сбылись все знамения, которые предсказал Самуил.

Он вернулся в отчий дом весь исполненный внутреннего горения и волнения, ведь благодать Святого Духа он получил неожиданно.

Родным своим он не рассказывает о том чуде, которое с ним произошло, считая себя недостойным человеком из самого малочисленного колена Вениамина.

Через некоторое время весь народ израильский собрался на выборы царя. Вопросив Бога и бросив жребий, который указал на Саула, народ радостно провозгласил его своим царем. Тем более, что превосходные физические данные Саула давали ему особое преимущество. 

Избрание Саула на царство
Избрание Саула на царство

Кстати, таким способом избрания будет пользоваться и христианская Церковь. 

На будущего императора, царя, епископа или священника указывает Бог. Дух Святой его избирает, но засвидетельствовать и поддержать это избранничество должен народ. 

Так святые отцы, по апостольской традиции (см. Деян. 15, 28), подписывались сакральной формулировкой под соборными решениями: "Изволися Духу Святому и нам…"

Так в Древней Церкви и простые миряне должны были провозгласить своим епископом или священником избранника Божия. 

Если миряне не принимали кандидата в сан, то считалось, что нет полноты воли Божией об этом человеке.

Кроме того об избрании епископа апостол Павел пишет:

Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую. (1Тим. 3, 7).

То есть избранник на священство должен иметь хорошую репутацию и у неверующих. Всеобщее уважение — это свидетельство того, что этот человек отмечен благодатью Божией. 

Из Священного Писания известно, что не все из народа остались довольны избранием в правители Саула. 

Некоторые люди роптали, что он недостаточно благороден, другие — что человек из колена Вениаминова, наименьшего из всех колен Израиля, не может быть царем. 

На этот высокий титул претендовали представители из более многочисленных колен и они остались недовольные. 

И в это время Господь устраивает так, что враждебное племя аммонитян осаждает пограничный израильский город Иавис в Галааде.

Осажденные понимая, что шанс уцелеть у них невелик, предлагают аммонитянам заключить с ними мирный союз. Но свирепый царь Наас Аммонитянин соглашается только при условии, что оставит израильтян в живых, если обесчестит их — выколов всем правый глаз. 

Старейшинам города ничего другого делать не остается, как послать за помощью.

Посыльные из Иависа пришли в то время, когда народ израильский избрал царем Саула и пересказали ему ультиматум врагов.

И сошел Дух Божий на Саула, когда он услышал слова сии, и сильно воспламенился гнев его. (1Цар. 11, 6).

И вновь избранный царь решает, чего бы то ни стоило, освободить город. Он бросил клич взяться за оружие, собрал войско, сам возглавил его и внезапно атаковав противника, спас жителей Иависа. 

Люди в Израиле сделали вывод, что если человек сумел совершить это, то несомненно с ним Бог и он сможет прославить израильское царство.

Идея о могущественном царстве Израиля, а также процветающем, за счет завоеванных соседних царств, присутствовала в народе всегда.

И люди еще больше утвердились в мысли, что Саул царь от Бога, поэтому некоторые предложили:

кто говорил: «Саулу ли царствовать над нами»? дайте этих людей, и мы умертвим их. (1Цар. 11, 12).

Но Саул не стал казнить недовольных, он тогда еще чувствовал близость Божию.

Имеет важное значение то, что в тот момент когда Саул призвал весь народ к оружию, все сплотились в одно целое. Это со времен Моисея и Иисуса Навина никому не удавалось сделать, а значит для людей Саул тот, кто сможет возвысить Израиль над прочими народами.

А дальше происходит то, без чего не бывает Божественного призвания — человек подвергается испытанию.

Как сказано в Библии:

Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению. (Сир. 2, 1).

Господь проверяет:

  • действительно ли человек доверяет Ему,
  • сможет ли проявить всецелое послушание Богу,
  • готов ли следовать за Ним до конца,
  • пожелает ли претерпеть ради Бога все.

Саул оказался не готовым к этим искушениям.

Спустя некоторое время, филистимляне напали на Израиль и Саул собрал войско для отражения вражеского вторжения.

Царь ждет пророка Самуила для совершения жертвоприношения и благословения на битву. Самуила все нет и нет.

На седьмой день, самые нетерпеливые воины уже начинают расходиться по домам, они не понимают почему Саул затягивает сражение. 

Другие — стали роптать, они пришли воевать и ожидание для них, для обычных людей, тягостно. 

А Саул, который еще не растерял Божию благодать осознает, что нужно ждать Самуила, он прозревает, что так угодно Богу.

И в этот момент, он подвергается испытанию: чем он дорожит больше — мнением и уважением народа, или упованием на Бога и Его благословением.

Вера Саула этого искушения не выдержала. Он перестал ждать, и чтобы остановить разбредание войска, сам приносит жертву и совершает обряд.

Едва он закончил священнодействие, приходит Самуил и спрашивает: 

что ты сделал? (1Цар. 13, 11).

И Саул стал оправдываться…

Пророк Самуил укоряет царя Саула
Пророк Самуил укоряет царя Саула

Суть этого библейского повествования состоит не в присвоении Саулом священнических обязанностей, а в недоверии Богу. 

Саул, отмеченный благодатью и знавший историю своего народа, понимал, что в сражениях побеждают не количеством воинов, а с помощью Божией.

Наверняка он помнил,

  • как Моисей вывел безоружный народ из Египта и войско фараона вооруженное до зубов погибло. 
  • Как Иисус Навин без штурма взял неприступный город Иерихон.
  • Как Гедеон, сократив израильское войско до трехсот воинов, победил многочисленных врагов.

Саул понимал, что во всех этих и других битвах, вместе с избранным народом сражался Бог. И всегда Израиль приписывал победу не силе и мужеству своих воинов, а Богу, Который дарует победу.

Все это Саул знал, но его ум, сердце и дух этого испытания не выдержали.

Видимое одержало верх над невидимым.

Видя, как постепенно уменьшается его войско и осознавая, что оно ослабевает, Саул не нашел в себе крепкой веры во Всемогущество и Промысел Божий. 

Слыша ропот народа и теряя его уважение, Саул решил угодить людям, а не Богу, силою Которого все держится и осуществляется во Вселенной.

Пишите в комментариях, что вы думаете по этому вопросу.

Чтобы канал "Духовные посевы" мог развиваться и сеять зерна веры православной, подписывайтесь и ставьте "палец вверх".

Читайте предыдущую статью автора: Почему Божия благодать не является гарантией ко спасению?