Библейская история о первом израильском царе Сауле учит о том, что не только целый народ, но и каждый отдельный человек заключивший завет с Богом должен преодолевать искушения.
Эта история начинается с того, что у одного знатного человека из колена Вениамина по имени Кис потерялись ослицы. Он посылает своего молодого и красивого сына Саула на их поиски. И эти поиски приводят его в одно селение, в котором по случаю праздника судья Израиля, пророк Самуил приносил жертвоприношение.
Господь устраивает так, что Самуил встречается с Саулом, они вместе обедают, беседуют, ночуют в одном доме. А утром пророк, провожая Саула домой, возлил ему на голову освященное масло и открыл ему все, что с ним произойдет в ближайшее время, а самое главное то, что Господь помазывает его царствовать над народом Израиля.
Очевидно, что Саул получил от Бога благодать, он преобразился и над ним, по пути домой, сбылись все знамения, которые предсказал Самуил.
Он вернулся в отчий дом весь исполненный внутреннего горения и волнения, ведь благодать Святого Духа он получил неожиданно.
Родным своим он не рассказывает о том чуде, которое с ним произошло, считая себя недостойным человеком из самого малочисленного колена Вениамина.
Через некоторое время весь народ израильский собрался на выборы царя. Вопросив Бога и бросив жребий, который указал на Саула, народ радостно провозгласил его своим царем. Тем более, что превосходные физические данные Саула давали ему особое преимущество.
Кстати, таким способом избрания будет пользоваться и христианская Церковь.
На будущего императора, царя, епископа или священника указывает Бог. Дух Святой его избирает, но засвидетельствовать и поддержать это избранничество должен народ.
Так святые отцы, по апостольской традиции (см. Деян. 15, 28), подписывались сакральной формулировкой под соборными решениями: "Изволися Духу Святому и нам…"
Так в Древней Церкви и простые миряне должны были провозгласить своим епископом или священником избранника Божия.
Если миряне не принимали кандидата в сан, то считалось, что нет полноты воли Божией об этом человеке.
Кроме того об избрании епископа апостол Павел пишет:
Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую. (1Тим. 3, 7).
То есть избранник на священство должен иметь хорошую репутацию и у неверующих. Всеобщее уважение — это свидетельство того, что этот человек отмечен благодатью Божией.
Из Священного Писания известно, что не все из народа остались довольны избранием в правители Саула.
Некоторые люди роптали, что он недостаточно благороден, другие — что человек из колена Вениаминова, наименьшего из всех колен Израиля, не может быть царем.
На этот высокий титул претендовали представители из более многочисленных колен и они остались недовольные.
И в это время Господь устраивает так, что враждебное племя аммонитян осаждает пограничный израильский город Иавис в Галааде.
Осажденные понимая, что шанс уцелеть у них невелик, предлагают аммонитянам заключить с ними мирный союз. Но свирепый царь Наас Аммонитянин соглашается только при условии, что оставит израильтян в живых, если обесчестит их — выколов всем правый глаз.
Старейшинам города ничего другого делать не остается, как послать за помощью.
Посыльные из Иависа пришли в то время, когда народ израильский избрал царем Саула и пересказали ему ультиматум врагов.
И сошел Дух Божий на Саула, когда он услышал слова сии, и сильно воспламенился гнев его. (1Цар. 11, 6).
И вновь избранный царь решает, чего бы то ни стоило, освободить город. Он бросил клич взяться за оружие, собрал войско, сам возглавил его и внезапно атаковав противника, спас жителей Иависа.
Люди в Израиле сделали вывод, что если человек сумел совершить это, то несомненно с ним Бог и он сможет прославить израильское царство.
Идея о могущественном царстве Израиля, а также процветающем, за счет завоеванных соседних царств, присутствовала в народе всегда.
И люди еще больше утвердились в мысли, что Саул царь от Бога, поэтому некоторые предложили:
кто говорил: «Саулу ли царствовать над нами»? дайте этих людей, и мы умертвим их. (1Цар. 11, 12).
Но Саул не стал казнить недовольных, он тогда еще чувствовал близость Божию.
Имеет важное значение то, что в тот момент когда Саул призвал весь народ к оружию, все сплотились в одно целое. Это со времен Моисея и Иисуса Навина никому не удавалось сделать, а значит для людей Саул тот, кто сможет возвысить Израиль над прочими народами.
А дальше происходит то, без чего не бывает Божественного призвания — человек подвергается испытанию.
Как сказано в Библии:
Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению. (Сир. 2, 1).
Господь проверяет:
- действительно ли человек доверяет Ему,
- сможет ли проявить всецелое послушание Богу,
- готов ли следовать за Ним до конца,
- пожелает ли претерпеть ради Бога все.
Саул оказался не готовым к этим искушениям.
Спустя некоторое время, филистимляне напали на Израиль и Саул собрал войско для отражения вражеского вторжения.
Царь ждет пророка Самуила для совершения жертвоприношения и благословения на битву. Самуила все нет и нет.
На седьмой день, самые нетерпеливые воины уже начинают расходиться по домам, они не понимают почему Саул затягивает сражение.
Другие — стали роптать, они пришли воевать и ожидание для них, для обычных людей, тягостно.
А Саул, который еще не растерял Божию благодать осознает, что нужно ждать Самуила, он прозревает, что так угодно Богу.
И в этот момент, он подвергается испытанию: чем он дорожит больше — мнением и уважением народа, или упованием на Бога и Его благословением.
Вера Саула этого искушения не выдержала. Он перестал ждать, и чтобы остановить разбредание войска, сам приносит жертву и совершает обряд.
Едва он закончил священнодействие, приходит Самуил и спрашивает:
что ты сделал? (1Цар. 13, 11).
И Саул стал оправдываться…
Суть этого библейского повествования состоит не в присвоении Саулом священнических обязанностей, а в недоверии Богу.
Саул, отмеченный благодатью и знавший историю своего народа, понимал, что в сражениях побеждают не количеством воинов, а с помощью Божией.
Наверняка он помнил,
- как Моисей вывел безоружный народ из Египта и войско фараона вооруженное до зубов погибло.
- Как Иисус Навин без штурма взял неприступный город Иерихон.
- Как Гедеон, сократив израильское войско до трехсот воинов, победил многочисленных врагов.
Саул понимал, что во всех этих и других битвах, вместе с избранным народом сражался Бог. И всегда Израиль приписывал победу не силе и мужеству своих воинов, а Богу, Который дарует победу.
Все это Саул знал, но его ум, сердце и дух этого испытания не выдержали.
Видимое одержало верх над невидимым.
Видя, как постепенно уменьшается его войско и осознавая, что оно ослабевает, Саул не нашел в себе крепкой веры во Всемогущество и Промысел Божий.
Слыша ропот народа и теряя его уважение, Саул решил угодить людям, а не Богу, силою Которого все держится и осуществляется во Вселенной.
Пишите в комментариях, что вы думаете по этому вопросу.
Чтобы канал "Духовные посевы" мог развиваться и сеять зерна веры православной, подписывайтесь и ставьте "палец вверх".
Читайте предыдущую статью автора: Почему Божия благодать не является гарантией ко спасению?