Можно ругать Клаузевица якобы за его отсталость, но он писал про актуальное и сейчас : «знание должно стать навыком» и «любая война предполагает человеческую слабость и стремится использовать ее». Помимо Клаузевица, Сунь-цзы часто является единственным известным военным теоретиком, с которым знакомы непрофессионалы (диваннные аналитики). В высшей степени мифический персонаж, и если он вообще существовал, то был китайским генералом (544 год до н.э. – 496 год до н.э.). На Сунь-цзы часто ссылаются, когда освещают самые ранние известные труды о том, что сегодня обычно называют психологической войной. Его "Искусство войны", в частности, известно своими проницательными афоризмами, которые до сих пор широко цитируются, возможно, больше даже среди консультантов по менеджменту, чем в военных кругах. Однако, какими бы полезными ни были некоторые из этих отдельных афоризмов, его книге в целом не хватает глубокой согласованности Клаузевица со стратегической точки зрения. Сунь-цзы иногда противопоставляют более физическим боевым стратегиям Клаузевица, поскольку он сформулировал множество способов обмануть и заставить врага сдаться, фактически не вступая в лобовую атаку. Однако эта дихотомия является надуманной, поскольку оба разделяют мнение о том, что стратегия должна быть направлена на уничтожение воли врага, а не на него самого. И читатель работ Клаузевица не может не заметить, какое значение он придавал влиянию психологии на исход войны,в том числе от воспитания масс и заражения их военной лихорадкой до того, как способный военачальник должен уметь справляться со стрессом и неопределенностями. Попытка повлиять на психологию людей перспективами на войне, конечно, существовали с самых ранних дней человечества, но на самом деле только во время Второй мировой войны они стали более формализованными и структурированными и появились самостоятельные военные подразделения. С тех пор их использование усиливается. Психологический война развивалась с течением времени, ее инструменты становились все более определенными и усовершенствованными, словарный запас также менялся, иногда вызывая путаницу, поскольку эти термины используются взаимозаменяемо с несколько различными определениями. Ранее это называлось политической войной, но психологическая война может выходить за рамки чисто политической перспективы и затрагивать другие аспекты. Совсем недавно психологическую войну сравнивали с маркетинговыми кампаниями, учитывая множество, по крайней мере внешне, общих методов, таких как воздействие на отношения, стратегическое влияние и управление восприятием. Старое определение психологической войны гласит: обозначение любого действия, которое практикуется главным образом психологическими методами с целью вызвать запланированную психологическую реакцию у других людей. Судя по заявлениям так называемых представителей элиты и деятелей культуры в текущей реальности,они попали под воздействие психологических операций и выбрали сторону холодильника.