Найти тему
Василисины размышления

"В беде не сробеет - спасет" - часть 2, или Почему в России плохо заходит феминизм

Если вас по какой-либо причине раздражает "женский вопрос", то читать эту статью не рекомендую. Потерпите, будет на канале и другая тематика.

Н.А.Некрасов в удачно переозвучил в своих стихах русский нравственный идеал Жертвенной Спасительницы, изложенный в русских песнях, былинах, сказках и прочем фольклоре. Ту вершину, к которой, по мнению общества, любая женщина должна стремиться - и в принципе может достичь. Получив за это заслуженную похвалу и одобрение. (подробно об этом мы говорили в части 1)

Многие комментаторы написали, что такое поведения "для нас" НОРМАЛЬНО и ПРАВИЛЬНО. Вот от природы дано, при рождении прошито.

На деле любая норма как-то исторически формируется и любые правила обществом своим членам транслируется. Конкретно эта имеет основу в древних природо-ориентированных культах, когда женщина, богиня или смертная, спасала временно умершего бога-мужчину, а с ним и весь мир.

Но ведь такие верования в древности бытовали во всех сообществах, чья жизнь зависела от цикличности климата. В том числе у ставшими предками т.н. "цивилизованного белого мира". Почему же к новейшим временам "у нас" (в России) и "у них" (в англо-саксонском мире) оформились разные понятия о норме касаемо роли женщины?

-------------------------------------------------------------------------

Монотеистическое христианство, пришедшее на смену разнообразным природо-почитательным культам, обошлось с древним наследием в разных местах по-разному.

В Европе инквизиция весьма качественно зачистила поле от всяческих конкурентов, превратив былых богов в бесов и демонов, и объявив вмешивающихся в мужские дела женщин ведьмами. Поэтому женам быстро внушили сидеть тихо, убоявшись мужа своего (и соседского доноса) и сознавая себя скверным сосудом, требующим постоянного улучшения. И эта норма дожила со средневековья до начала двадцатого века.

Что имели в англо-саксонской культуре накануне феминизма? - Работы-то всем хватало, и женщинам тоже. Можно подумать, у них мужики не пили, дома не горели и кони на ранчо не скакали :))

Но!!! Женские подвиги должны были оставаться незаметными. Т.е. ты и дело сработай, а потом еще притворись, что это не ты.

Мне в комментариях к части 1 напомнили "Унесенных ветром", маму и дочь О'Хара. Очень хороший пример.

Старшая была истинной леди: вела всё управление поместьем, разбиралась с надсмотрщиками, арендаторами, поставщиками, сбытом продукции, следила за здоровьем рабов и состоянием полей. Но к каждому своему слову добавляла - так распорядился мистер О'Хара. А она так, на прогулке мимо проезжала. Мистер же О'Хара и знать не знал, кто у него к какому делу приставлен и как выглядит бухгалтерия.

Ухайдакавшаяся мама пришла с работы? Нет, что вы! Леди вернулась с легкой прогулки! А что ее шатает - так здоровьем слаба (кадр из фильма "Унесенные ветром")
Ухайдакавшаяся мама пришла с работы? Нет, что вы! Леди вернулась с легкой прогулки! А что ее шатает - так здоровьем слаба (кадр из фильма "Унесенные ветром")

Младшая О'Хара делала все ровно тоже самое (плюс лесопильный бизнес), но от своего имени. В результате от ее репутации остались одни ошметки - леди так не поступают! В смысле, работать-то надо, в том числе каторжниками управлять. Но не надо кричать,что это распоряжения самой леди, а не мужа-брата-свата.

Но времена менялись, нравы мягчали, прогресс нарастал, рабочей силы требовалось все больше - и дамы Европы и Америки стали все настойчивее намекать, что роль "тайного Санты" или невидимых гномиков им надоела. И пора признать их право подписывать сделанную работу своим именем и получать за это заработок прямо в свои руки. А заодно и признать, что работа утомительна, женщины не с увеселительной прогулки домой возвращаются и поэтому нуждаются в отдыхе и помощи.

Середина двадцатого века - а заменяющие солдат у станков леди по-прежнему скромны, изящны, подрумянены и в хорошем настроении. Так ПРАВИЛЬНО, даже если вместо шляпки носишь каску сварщика.
Середина двадцатого века - а заменяющие солдат у станков леди по-прежнему скромны, изящны, подрумянены и в хорошем настроении. Так ПРАВИЛЬНО, даже если вместо шляпки носишь каску сварщика.

Собственно, это и есть феминизм: вовсе не вопль "работу давай!" - ее и так в избытке, а требование признавать равные права на оплату равного труда, отдых, охрану здоровья, уважение. А вовсе не размахивание лифчиками, отказ от помощи, странные сехуальные практики и прочая клоунда, как это пытаются выставить.

------------------------------------------------------------------------

На Руси всё, как водится, пошло своим путем. Вместо Святой Инквизиции у нас распоряжались монгольские пришельцы. Поэтому после их ухода осталось весьма причудливое сплетение христианства с природными культами и с доктринами поведения монголов-кочевников.

В результате нравственная установка относительно женщин на Руси создалась примерно такая: женщина - расходный материал, не имеющий никакой ценности. Все женское не просто суть низменное, грязное, неважное, глупое - оно запретное, недостойное даже упоминания. Потому как... опасное!

Но если женщина решит добровольно принести себя в жертву, поднимется за своего мужчину, то она способна совершать любые подвиги - и за это честь ей и хвала! Именно ей самой, а не ее "мистеру". Поскольку такая жертва богам угодна. Точнее, в некоторых случаях богам угодна ТОЛЬКО женская жертва.

В Европах еретичек так на костер не провожали
В Европах еретичек так на костер не провожали

Замечаете, как до сих пор у нас любят женщины мериться бедами? Доказывать, кто больше собой пожертвовала, больше за мужа пострадала? Потому что чем больше жертвенный подвиг - тем уважения больше! Или уж надо хвастаться напропалую, трясти завоеванными трофеями. А тех, кто по-протестантски не жалуется и не хвастается, а сидит скромницей - тех не любят. За что их уважать, если ни прилюдной жертвы не принесли, ни прилюдной победы не одержали?

Поэтому идеи феминизма в коллективном бессознательном у нас часто стараются выставить не как получение прав и возможностей, а как... потерю! Как покушение на то немногое, что у наших женщин было!

Ну смотрите сами. У нас кто-то запрещал женщинам много и тяжело работать наравне с мужчинами? - нет! Запрещали прилюдно останавливать коней, тушить избы? - нет! Но все это как-бы считалось именно ПРАВОМ, причем в определенных обстоятельствах. Слаба - ну тыжедевочка, кто с тебя требует в пожарные идти? Сильна духом - делай ради своего мужчины и благоденствия общины. И будет тебе от всех сердечное спасибо и слава народная. Особенно если посмертно.

"Но сурово брови мы насупим" - основа советской иконографии. Жертвоприношение улыбок, румян и кружевных воротничков не терпит. И обязательно показать, что жертва эта - за мужчин.
"Но сурово брови мы насупим" - основа советской иконографии. Жертвоприношение улыбок, румян и кружевных воротничков не терпит. И обязательно показать, что жертва эта - за мужчин.

А эти фемки что предлагают? Что работать пожарным - нормально? Даже в мирное время? Т.е. никто теперь хвалить не будет, а будут только требовать - эй, чего расселась, там изба горит! Беги тушить, это теперь твое дело!

А еще если женщины перестанут спасать мир по своему мистическому праву, а будут работу работать по штатному расписанию за зарплату - ой, что же будет?! Ведь такая жертва "нещитово"! Ой, не воскреснет весной солнцеликий бог! Ой, тьма землю накроет!

Думаете, зря всякие "курсы прокачки женственности" так любят использовать слово "богиня"? Даже если там учат быть вовсе рабыней бесправной? Маркетологи у них отлично работают и нашли очень точную зацепку в коллективном бессознательном. Ибо лишь жертвующая собой богиня спасает мир, а не какая-то там особь, получающая за это презренные деньги.

А с другой стороны тоже напирают: бабы обнаглели, требуют привилегий за свою женскую низменность! О которой и упоминать нельзя. Раз хотите равноправия - становитесь мужиками. В армии служить, вагоны разгружать, декреты отменить, на пенсию в 70!

То, что речь идет не о привилегиях "этим бабьим мерзостям", а о признании РАВНОЙ ЗНАЧИМОСТИ особенностей каждого пола - это заглушается всеми средствами.

-------------------------------------------------------

Разумеется, каждый конкретный человек может этих взглядов не разделять. Даже чаще всего не разделяет. Но в среднем по больнице получается примерно так. Коллективные стереотипы - вещь очень живучая и очень медленно мутирующая.

Даже если они временно отступают под давлением прогресса, то на регрессе очень часто возникают рецидивы.

Еще на канале о социальных стереотипах:

Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба