До этого мы много с вами говорили о том, как нужно атаковать: рассматривали различные типовые матовые позиции, стандартные жертвы из различных положений, разбирали, как использовать ослабления в позиции рокировки. На это существует огромное множество примеров в современных учебниках.
Здесь же речь пойдет о том, как не надо атаковать. Мы специально добавили этот раздел в учебных целях по той простой причине, что, «нарешавшись» комбинаций, насмотревшись, как классики яростно атакуют в своих партиях, неопытные шахматисты «с шашкой наголó» кидаются в необоснованные атаки и… проигрывают.
Нужно понимать, что у каждой атаки есть свои предпосылки. К тому же, множество партий выигрывается и «бескровным» методом без прямой атаки за счёт какого-либо позиционного преимущества.
Первое, от чего хотелось бы предостеречь малоопытных шахматистов – это от преждевременных атак, особенно с надвижением нецентральных пешек на 2 поля. Такие выпады ослабляют собственную позицию и, как правило, наказываются энергичными действиями в центре.
Начнём с примера, в котором гроссмейстер решил пренебречь правилами ведения атаки. Посмотрим, что у него из этого вышло.
Суэтин – Бондаревский (Москва, 1963г.)
1. e4 e5 2. Кf3 Кc6 3. Сb5 a6 4. Сa4 d6 5. O-O g5?
Такие ходы не рекомендуется делать никому!
6. d4!
В ответ на фланговый выпад белые спешат сразу открыть центр, что подчеркивает слабости черных на королевском фланге
6...g4 7. Сc6 bc 8. Кe1 ed 9. Фd4 Фf6 10. Фa4!
Конечно же, теперь ферзей менять никто не будет. Начинается давление на слабости, черным уже не до атаки
10...Кe7 11. Кc3 Сd7 12. Фa5 Крd8
Уже трудно защищаться, если защитить пешку ладьей c a7, то ферзь ворвется по «b»
13. Кd3 Сg7 14. e5!
А белые планомерно вскрывают центр. Черная пешка «g4» атакует в одиночестве.
14...Фf5
Приходится, иначе обнажится линия «d» и поле «с5», что еще хуже
15. Лe1 d5
Черные пытаются закрыть центр, но слишком много в их позиции «дыр»
16. Кe2 Кg6 17. Кg3 Фe6 18. Сg5 Крc8 19. Кc5 Фe8 20. Кh5!
Положение черных напоминает решето. Белые фигуры свободно проходят сквозь бреши между пешками
20...Лg8 21. Кg7 Лg7 22. Кa6 Лa7 23. Сe3 Лa6
Иначе уже нельзя, на отход ладьи ферзь быстро врывался на «а8» с разгромом
24. Фa6 Крd8 25. Сg5 Кe7 26. Сf6 Лg6 27. a4
И белые легко реализовали материальный перевес.
Если уж гроссмейстер безропотно проиграл из-за преждевременной атаки, думаете у вас лучше получится?... К сожалению, многие думают именно так.
Пускай вы уже развили все (или почти все) ваши фигуры и помышляете об атаке. При этом она уже не кажется вам преждевременной. Следующее, на что нужно обратить внимание – это ваше положение в центре. Если вы не прочно укрепились в центральном квадрате, будьте очень осторожны. Потому что золотое правило гласит: «на фланговую атаку – удар по центру». Вот смотрите:
Щепетков – Буреев (Новокузнецк, 2011г.)
Детский шахматный фестиваль в честь Дня Шахтера, юноши до 14 лет
1. Кf3 d5 2. d4 c6 3. c3 e6 4. Сf4 Кf6 5. e3 Кbd7 6. Сd3 c5 7. Кbd2 Сe7 8. Кe5 Кe5 9. de Кd7 10. a3 b6 11. Сg3 Сb7 12. Кf3 O-O
Дебютную часть оставим без комментариев, нас интересует другое. На доске примерно равное положение. У каждой из сторон есть свои плюсы. Но позиция в центре до конца не стабилизировалась. Белые решают перейти к прямой атаке на короля
13. h4?!
Лучше было сперва сделать рокировку и готовить атаку постепенно
13...h6
Защищаясь от жертвы на «h7»
14. Сf4 f5 15. Кh2?
Слишком прямолинейно, еще не поздно было остановиться
15...Сh4 16. g4 d4!
Всё как по книжке – на фланговую атаку удар в центре
17. Кf3 fg?
Очень жаль, что черные не находят добивающего 17...Сf2!! 18. Крf2 fg! 19. Кh4 de 20. Крe3 Лf4! Тогда всё было бы в высшей степени логично!
18. Кh4 Сh1 19. Фg4
И белые получили встречные шансы, но впоследствии проиграли.
Надеемся, вам теперь понятно, что если вы ведете атаку на фланге, необходимо иметь крепкий центр и, по возможности, избежать его вскрытия. Вот вам пример из детского творчества, когда белые решили совместить атаку пешками «h» и «g» со вскрытием центра.
Грузинский - Иленко (Новокузнецк, 2011г.)
Детский шахматный фестиваль в честь Дня Шахтера, юноши до 14 лет
1. e4 c5 2. c3 Кf6 3. Сd3 e5 4. Сc2 Кc6 5. Кf3 d5 6. d3 Сg4 7. h3 Сh5 8. Сg5 Сe7 9. Кbd2 O-O 10. Сf6 Сf6 11. g4?
В центре у черных перевес, белым следовало бы пока воздержаться от атаки на фланге
11...Сg6 12. Фe2 b5! 13. h4 h5 14. g5?! Сe7 15. d4??
Против всех правил ведения атаки! Белые должны во что бы то ни стало стремиться закрыть центр, а они его сами открывают
15... cd 16. cd Кd4 17. Кd4 ed 18. Фb5 Лb8 19. Фd5?
Белые зевают фигуру в уже безнадежной позиции, не спасало и 19. Фa4 Фc7 20. Сb3 Сb4 21. Сd5 Сd2 22. Крd2 Фf4 с быстрым разгромом
19...Фd5 20. ed Сc2 0:1.
И последнее, о чем хотелось бы вам рассказать: если в лагере противника нет слабостей, то для успеха атаки необходимо, чтобы число атакующих фигур превышало число защищающихся (король – тоже защитник!). То есть, не атакуйте малыми силами! И опять вам пример из детского творчества:
Позиция №363 возникла в партии юных шахматистов 9-ти и 7-ми лет. У черных лишняя пешка и большое позиционное преимущество в виде владения линией «е».
Если бы черные правильно всё оценили, то легко смогли бы победить, ворвавшись ладьями на 2-ую горизонталь (помните, что там для них идеальное место?): 1...Ле2 2.Лаb1 Лd2 3.Фc3 Лee2 с решающим преимуществом.
Однако, семилетний мальчик предпочел атаковать короля на фланге. В то время он решал дома большое количество комбинаций и думал, что все лучшие позиции должны заканчиваться атакой на короля:
1...Лg6?
Как потом объяснил мальчик, он решил атаковать слабый пункт «g2». Давайте подсчитаем нападающих и защитников: черный ферзь и ладья могут напасть на «g2», в то время, как белый ферзь и король могут этот пункт защитить. К тому же, у белых есть в резерве ход пешкой. То есть, число нападающих и защитников одинаково. Но ход ладьей в партии еще и ослабил контроль над линией «е», и черные утратили часть перевеса. Далее было:
2. Лae1 Лe1?
Необходимо было срочно вернуться 2... Лge6
3. Лe1 Крh7?
Еще не поздно было 3...Лe6
4. g3 Фh4??
В этой партии четыре последних хода черные преследуют неправильную цель – необоснованную атаку на короля. За это их постигло заслуженное поражение:
5. Фg6! Крg6 6. gh 1-0.
Так что лучше атаковать при численном превосходстве. Атаки при равных силах нередко тоже ведут к победе, но для этого в позиции соперника должны быть слабости. А это уже – тема другой статьи.
Задания для совместного решения с преподавателем
Подсказки
№364 – это для вас должно быть уже просто. Без подсказок!
№365 – атакует очень мало сил, а защитников много. Защита должна быть!
№366 – белые атакуют на фланге. К тому же, король их не «спрятан». Где должен быть главный удар черных? Разберите с тренером.
Понравилась статья? Ставьте лайк, а также заглядывайте на наш телеграмм-канал, где вы найдете решения из рубрики "Задания для совместного решения с преподавателем": https://t.me/chesschamion42.
Заходите в гости к нам в ВК, где у нас самая многочисленная шахматная группа по Сибири! https://vk.com/chesschampion42
И НОВОЕ!!! Я тестирую китайский аналог ютуба - bilibili.com! Заглядывайте: https://space.bilibili.com/2135341169?spm_id_from=333
Также будем рады видеть вас на ютуб: https://www.youtube.com/channel/UC95GCTBXh1hY8qtgnjbqd0Q.
#детские шахматы #шахматы для всех #шахматы #шахматный клуб чемпион #шах и мат #шахматные уроки #тренер по шахматам #обучение шахматам #игра в шахматы #шахматы кузбасс