Шахматный клуб ЧЕМПИОН
175
подписчиков
На данном канале представлены авторские материалы для обучения детей шахматам, используемые в шахматном клубе "ЧЕМПИОН" г. Новокузнецка.…
Как не надо атаковать. Тема 31.
До этого мы много с вами говорили о том, как нужно атаковать: рассматривали различные типовые матовые позиции, стандартные жертвы из различных положений, разбирали, как использовать ослабления в позиции рокировки. На это существует огромное множество примеров в современных учебниках. Здесь же речь пойдет о том, как не надо атаковать. Мы специально добавили этот раздел в учебных целях по той простой причине, что, «нарешавшись» комбинаций, насмотревшись, как классики яростно атакуют в своих партиях, неопытные шахматисты «с шашкой наголó» кидаются в необоснованные атаки и… проигрывают...
Психология детских шахмат, часть 5
Играйте по позиции, не перегибайте палку! В детских шахматах очень важен боевой настрой на партию, огонёк в глазах и смелость! Большое значение имеет то, с "какой ноги" встал ребёнок в турнирный день. Всем квалифицированным специалистам прекрасно известно, что если ребёнок встал "не с той ноги" и у него нет настроения, то никакие средства могут не помочь. Никакие самые классные дебюты и пляски "с бубном" вокруг в исполнении тренера не дадут желаемого эффекта... Обо всём этом мы обязательно поговорим...
Жуткие промежутки. Тема 30.
Всем неопытным шахматистам тренеры из занятия в занятие неустанно повторяют: «Не спешите! Подумайте! Куда вы торопитесь?! Поищите еще возможности!» и т.д. и т.п. С чего бы это? Ведь так хочется побыстрее закончить начатую серию разменов или скорее пошаховать раскрывшегося короля, или … да много чего хочется сделать побыстрее! Ведь мы это уже обдумали заранее, так чего же время терять??? Оказывается, всё не так просто… Представьте, что вы – мальчик лет 7-10, живущий в деревне. Вы забрались в соседский...
Разрушение прикрытия короля. Тема 29.
Эта статья посвящена разрушению ради созидания. Разрушать мы будем пешечное прикрытие короля противника. Здесь мы рассмотрим известную жертву двух слонов второго чемпиона мира Эммануила Ласкера, а также нередко используемую жертву фигуры за две пешки на «h6». Ну а созидать мы будем… нет не мат, а любовь к прекрасному! Набирайтесь опыта и творите! Итак, вперёд. Эм. Ласкер – Бауэр (Амстердам, 1889г.) 1. f4 d5 2. e3 Кf6 3. b3. Не будем сильно заострять внимание на дебюте, сделаем снисхождение на то, что это партия в блиц 3...
Формальный и реальный перевес. Тема 28
«Я съел больше! А я поставил мат!» Есть важное правило военной стратегии, которое гласит: успех операции определяется перевесом в силах на решающем участке поля боя в решающий момент сражения. Оно применимо и в шахматах. Обратите внимание, что успех определяется не материальным перевесом одной из сторон, а перевесом в силах в нужном месте и в нужное время! Ну и что, если у вас есть 5 лишних фигур и ни одна из них не защищает короля. А соперник своими двумя последними поставил мат! Значит, у него был перевес в силах, а не у вас! Это трудно объяснить словами, давайте лучше посмотрим...
Психология детских шахмат, часть 4.
Что будет, если ничего не делать Мы частенько наблюдаем одну и ту же интересную ситуацию в игре начинающих и малоопытных ребят: многие из них, когда попадают в совершенно незнакомую позицию, реагируют похожим предсказуемым способом. Они начинают... ходить туда-сюда, топтаться на месте и, как говорят тренеры по настольному теннису, "перекидывать мячик на сторону противника". То есть буквально "ничего не делать". Вот свеженький пример из детских шахмат: Люстик - Бугаев (Первенство г. Новокузнецка до 9 лет, 2021 год) У белых "чистая" лишняя фигура в эндшпиле! Но...
Капкан для королевы. Тема 27
Вряд ли нужно объяснять, какую роль в атаке играет сильнейшая фигура – ферзь. Наделенный высшей, по сравнению с другими боевыми единицами, ударной силой, он способен наносить огромный урон, причем не только во взаимодействии с остальными фигурами, но и в одиночку. Но, вторгаясь в расположение противника и оказываясь отрезанным от остальных сил, ферзь подвергается повышенной опасности: он может быть атакован более слабыми фигурами. А что если пути отхода перекрыты? Бывает, что опасность подстерегает ферзя и в своем лагере, когда он стеснен собственными фигурами...
Психология детских шахмат. Часть 3
Неуверенность в себе. Чтобы взрастить ребенка-чемпиона, который в последующем сможет стать шахматным профессионалом, необходимо благоприятное стечение многих не взаимосвязанных обстоятельств: Здесь можно ещё много чего написать, но это будут уже производные от вышесказанного. Пункты 1-3 в той или иной мере одинаковы для большинства ребят. Благоприятную спортивную среду в наше время, при желании, найти можно. Хороших тренеров сейчас хватает, а при дефиците есть и скайп, и зум, и бесплатные уроки на youtube...
«Спасибо за темпы» или как не нужно развиваться. Тема 26
На самом деле, мы с вами уже видели множество "нарушений" дебютных правил по ходу наших статей, только не обсуждали их как «нарушения». Это и отказ от борьбы за центр (что при этом бывает, мы обсуждали в статье «Кто владеет центром - тот владеет МИРОМ»: https://zen.yandex.ru/media/id/61cacce5e97f10793c197522/kto-vladeet-centrom-tot-vladeet-mirom-tema-24-61fd43a161f6bf0c40bf49d1) и пренебрежение безопасностью своего короля (различным матовым позициям у нас посвящено множество статей). Теперь же остановимся на нарушениях такого дебютного принципа как «развитие»...
Идеальные позиции для фигур. Тема 25
Интересно, а существует ли наиболее правильная последовательность развития фигур? Есть ли для них наиболее лучшие поля, заняв которые мы получим, как минимум, нормальную позицию? Очень не хочется вас разочаровывать, но всё зависит от конкретной ситуации. Игроков-то за шахматной доской двое! И каждый хочет победить! Однако, существуют рекомендации, которые помогут вам ориентироваться в различных положениях, и, в зависимости от игры соперника, выбирать тот или иной план развития. Итак, приступим. Что-то покажется вам знакомым, не смущайтесь, «повторение – мать учения»...
Психология детских шахмат. Часть 2
Сдача партии из-за эмоций Работая тренером уже больше 15 лет, я "пропустил через себя" огромное количество детей. Все они разные, и каждый из них уникален по-своему. И к каждому я всегда старался найти свой подход, который дал бы максимальный эффект для спортивного роста. С совсем маленькими детками заниматься интересно, но очень непросто. Им чаще всего больше подходит преподаватель женского пола. Детям нужно видеть «маму», нужна женская рука, нужно прививать «любовь» к увлекательной и интересной игре)) Для ребят 1-4 класса это уже не так актуально и тут особой разницы нет...
Кто владеет центром - тот владеет МИРОМ! Тема 24.
Каждый из вас наверняка помнит, как с первых занятий преподаватель говорил вам, что первое правило дебюта – захват центра. «Ну, говорил и говорил», – скажете вы, – «мы и так начинаем партию с хода центральной пешки». Вот только мало того, что вы заботитесь об этом лишь в самом начале партии! Этому должна быть подчинена вся ваша игра! Еще 5-ый чемпион мира Макс Эйве говорил: «Кто не занимает центр и не централизует фигуры, того ждет быстрое поражение». Почему же выгодно занимать центр? Напомним 3...