Найти тему
BOSS менеджмент

В кризис "выживут" не все?

Совсем недавно с коллегами обсуждали всю нестабильность текущей ситуации на рынке, и, собственно, возник вопрос, какой бизнес в ситуации бесконечных изменений устойчивее и гибче- системный бизнес или бизнес на ручном или полуручном управлении? В бизнесе, как и в жизни, не бывает "черного" и "белого", давайте разбираться.

Бизнес, по своим подходам управления, бывает разный. Фото из открытых источников.
Бизнес, по своим подходам управления, бывает разный. Фото из открытых источников.

Прежде всего, необходимо для себя четко понимать, на какой стадии развития находится ваша компания. Существует более 10 моделей развития компании, однако, я приведу, на мой взгляд, один из самых простых для понимания пример:

Фото взято из открытых источников.
Фото взято из открытых источников.

На стадии создания (его еще называют стадией предпринимательства) компания создает инструменты для своего развития, нарабатывает клиентов и поставщиков, здесь много экспромта и творчества, наиболее успешные кейсы фиксируются для дальнейшего масштабирования. Компания находится на ручном управлении, процессы только вырисовываются, в команде нет четкого разделения функций, по сути сотрудники занимаются всем и сразу. На этой стадии не возможно быть системной компанией, даже если собственник или главный управленец является в целом системным человеком- здесь крайне важна гибкость и быстрая реакция. Кстати, на этой стадии, такой управленец может погубить развитие компании.

Сама я системный человек, мне хочется все делать сразу хорошо и правильно, все систематизировать,продумать наперед все риски и обезопасить бизнес со всех сторон, но такой подход на стадии создания будет только мешать. Ставьте сюда гибких управленцев, старт-аперов, которые долго не рассуждают делать или нет, они просто берут и пробуют. Ошибаются, набивают шишки и снова пробуют.

На стадии роста компания завоевывает свою репутацию, нарабатывает пул постоянных клиентов, партнеров и поставщиков, это время повышенных ожиданий и обязательств. Здесь нет многоступенчатой иерархии управления, по-прежнему любой вопрос можно быстро уладить с главным руководителем или даже собственником бизнеса.

На этой стадии, на мой взгляд, можно начинать систематизировать бизнес, главный руководитель должен быть гибким и проактивным, но в команде должны появиться люди, которые начнут систематизировать наиболее успешные практики и отлаживать эффективные процессы.

Стадия зрелости является переломным для компании этапом. Именно на этом этапе происходит формализация правил, инструкций, процессов. Так или иначе происходит децентрализация управления- главный руководитель делегирует полномочия по принятию решений в компании руководителям ниже по иерархии, сама структура также усложняется. Здесь важно не закостенеть и не окунуться в тотальную бюрократию, где на любой процесс у вас инструкция- вплоть до заказа канцтоваров в офис. Жесткие рамки должны быть только там, где есть серьезные риски для компании. Компания (и люди во главе) на этом пути должна понять, что важнее для нее- развиваться или ориентироваться на риски. Не возможно развиваться, опасаясь рисков. Если мы выстраиваем систему с ориентацией на риски (например, зашили в договорах условия, защищающие компанию от всевозможных штрафов, при этом наши условия становятся в разы хуже конкурентов), мы не развиваем компанию. Что делать в этом случае? Соблюдать баланс, как бы банально это не звучало. Если потенциальная польза превышает риск, значит мы намеренно идем на него.

"Без бумажки ты к@кашка"- этим грешат не только гос.инстанции, но и крупные компании-производители (чаще с советским прошлым). Бюрократия, как и лекарство- полезна в рекомендуемой дозе.
"Без бумажки ты к@кашка"- этим грешат не только гос.инстанции, но и крупные компании-производители (чаще с советским прошлым). Бюрократия, как и лекарство- полезна в рекомендуемой дозе.

Многие компании часто сами выстраивают жесткую бюрократию в процессах, которая мешает гибко среагировать на изменения. А изменения, давайте будем честны, происходят у нас постоянно. Это становится причиной упадка, спада развития и постепенного угасания. На мой взгляд, чтобы выжить, в таких компаниях должен быть создан проектный отдел, отдел развития, который будет тестировать и отрабатывать новые направления, рынки, прогнозировать изменения. И если бизнес-гипотезы оказались правильными- отдавать их на оперативное управление с сохранением гибкости управления таких направлений. Только так компания сможет жить вечно, имея четкую, слаженную систему работы с нормальной дозой бюрократии.

Еще один момент- не возможно отстраивать процессы в компании и масштабно развиваться. Либо то, либо это. Компания тратит ресурс либо на стабилизацию и систематизацию своей деятельности, либо на развитие. Развитие отдельного направления/проекта запросто возможно, если вся компания уже поставлена на регулярные рельсы.

Совсем недавно я реализовала проект в одной из производственных компаний. Компания быстро выросла, команда из 5 человек-стартаперов быстро развивала ее, не боялась нового, решения принимались молниеносно, пока в курилке обсуждали тот или иной вопрос. Аналитика минимальная: растем ведь! За 10 лет компания превратилась в гиганта с многомиллиардными оборотами. Круто, скажете вы? Как бы ни так. Компания выросла, и из 5 человек превратилась в 1000+, а подходы в коммуникациях, выработке и принятии решений, управлении остались прежними. Последние 2 года компания остановилась в развитии, продажи стали падать. Каждый из 1000 человек изобретает свой "велосипед", чтобы реализовать свою задачу, инструкций ведь нет. Руководители приняли какие-то важные решения, а кроме них самих никто о них практически не знает.Сотрудники не понимают, зачем нужна эта задача, какие цели перед компанией, бешеная текучка. И это лишь малая доля проблем, которые возникли.

К чему все это я? В какой-то момент жизни компании системная работа бизнеса просто необходима. Это платформа, благоприятная почва для роста и развития, без нее молодой саженец (новый проект, направление, рынок) погибнет. Без нее сотрудники будут бороться сами с собой, тратить драгоценное время на решение того или иного вопроса, который давным давно мог быть описан.

А что же с нашим вопросом, который стоял вначале? На практике я пришла к выводу, что наиболее устойчивы к ударам системные компании, у них больше запас прочности, который позволяет нивелировать потери за счет слаженности процессов и организованности команды. А что скажете вы? Жду в комментариях ваше мнение.