Найти тему

Нконди - идолы забитые гвоздями у народа конго из Центральной Африки.

Оглавление

Нконди (Nkondi, минконди, зинконди, нинконди) - идолы народа конго. В верования народа конго есть духи - Нкиси, один из "подклассков" этих духов - злые духи, называемые Нконди.

Нкиси Нконди, Конго, около 1880-1920 годы, изображение.
Нкиси Нконди, Конго, около 1880-1920 годы, изображение.
  • Имя nkondi происходит от глагола -konda, означающего "охотиться", и, следовательно, nkondi означает "охотник", потому что они могут выслеживать и атаковать преступников, ведьм или врагов.

Основная функция фигурки Нконди - быть домом для духа, его вместилищем. Многие Нконди находились в публичном владении и использовались для подтверждения клятв или для защиты деревень и других мест от ведьм и преступников.

Нконди связан с концепциями конго о колдовстве, которые основаны на вере в то, что люди могут использовать духовные силы, чтобы причинять вред другим, проклиная их или вызывая несчастья, несчастные случаи, или болезнь. Часто используемое выражение для забивания гвоздей в Нконди - это "кома нлока" ("накладывать или забивать проклятие") происходит от двух древних корней языка банту: * -kom - "забивание" и *-dog - "колдовство", "проклятие".

  • Ритуал забивания гвоздя был известен в Древнем Риме, он проходил в храме Юпитера (у греков Зевс). Гвоздь используются у колдунов разных народов для нанесения порчи человеку, - гвозди вколачивают с заклятиями, деревянный или металлический гвоздь в стену, ближайшую к жилищу жертвы. От головной боли становились у дерева, и кто-то другой забивал около головы гвоздь в дерево, чтобы боль осталась в дереве. С целью порчи гвозди забивали в след человека, а также в куклу, представляющую человека.
Женская фигура Нкиси Нконде, хранящаяся в Художественном музее Бирмингема, Великобритания. Изображения.
Женская фигура Нкиси Нконде, хранящаяся в Художественном музее Бирмингема, Великобритания. Изображения.

Изображения Нконди.

Поскольку они агрессивны, многие Нконди с человеческими фигурами вырезаны с поднятыми руками, иногда с оружием. Самое раннее изображение Нкиси в этой позе можно увидеть на гербе Королевства Конго, созданном около 1512 года и проиллюстрированном между 1528 и 1541 годами, где сломанный "идол" показан этим жестом в основании щита. Пригвождённые Нконди не описаны в литературе, оставленной миссионерами или другими людьми в 16-19 веках.

  • Некоторые учёные считают, что португальские миссионеры принесли изображения Христа , прибитого к кресту, и мученика Святого Себастьяна народам Центральной Африки, и что эта иконография, возможно, повлияла на традицию изображения Нкиси.

Колдуны нганга, изготовители Нконди.

Нконди, как и другие изображения духов, были созданы людьми называемыми "нганга" (травник/колдун на языке кикинго, мн. ч. zinganga или banganga). Нганга собирает материалы, называемые нлонго (мн. ч. Билонго или милонго), которые при сборке становятся обителью духа. Часто эти материалы включают вырезанную человеческую фигуру. Затем нганга либо овладевает духом, либо относит готовую фигуру Нконди на кладбище или в другое место, где часто бывают духи. После того, как он будет "заряжён" (должен вселиться дух), Нконди может быть передан клиенту (заказчику)

Колдун Иньянга из Йоханнесбурга, Южная Африка, изображение.
Колдун Иньянга из Йоханнесбурга, Южная Африка, изображение.

Согласно свидетельствам Конго в начале 20 века, люди вбивают гвозди в фигуры как часть прошения о помощи, исцелении или свидетелях, особенно в связи с контрактами и обязательствами. Цель гвоздя - "разбудить", а иногда и "рассердить" Нконди на выполнение поставленной задачи.

Фигуры Нконди могли быть сделаны во многих формах, включая горшки или котлы, которые были описаны и иногда иллюстрированы в текстах киконго начала 20 века. Те, которые использовали изображения людей, чаще всего были прибиты гвоздями, чем привлекали внимание коллекционеров и сегодня более известны. Человеческие фигуры варьировались по размеру от маленьких до натуральных.

  • В большинстве фигур Нконди глаза и другие части были отражающими стеклами или зеркалами, используемыми для гадания. Отражающая поверхность позволяла Нконди видеть в духовном мире. Некоторые фигурки Нконди были украшены перьями.
Нкиси Нконди, из собрания Бруклинского музея, Нью-Йорк, США. Изображение.
Нкиси Нконди, из собрания Бруклинского музея, Нью-Йорк, США. Изображение.

Создание и использование фигурок Нконди также было очень важным аспектом их успеха. Нганга (колдун) часто изготовлял фигуры Нконди на окраине деревни. При изготовлении Нконди, нганга (колдун) часто изолирован в скрытом лагере, вдали от остальной части деревни.

Перед использованием Нконди, нганга читал заклинания, чтобы пробудить Нконди и активировать его силы. Во время своих выступлений нганга часто разрисовывали себя, - белые круги вокруг глаз позволяли им видеть за пределами физического мира и видеть скрытые источники зла и болезней. На участниках ритуала были нарисованы белые полосы. Часто нганга был одет так же, как его Нконди. Нганга обычно носил одежду, которая сильно отличалась от одежды обычных людей. Они носили декоративные украшения и часто включали узлы в свою одежду. Узлы были связаны со способом закрытия или запечатывания духовных сил (тогда как у некоторых других народов во время ритуалов не должны быть узлы на одежде).

Смотрите другие наши статьи о Богах и мифологии народов мира

Составитель статьи Авакян-Салимов Габриэль.

#мифология #боги #верования #конго #идолы