Как много интересных игр проходит мимо нас из-за малоизвестности или языкового барьера. Сегодня я расскажу об одной из них, называется она "Expert" и является японским эксклюзивом для PS1.
Вообще, японская игровая индустрия ещё в 1990-х пришла к идее "бюджетных" игр для консолей - малоизвестные разработчики делают простенькие игры, потом эти игры продаются по низкой цене, в итоге все довольны. Были даже издательские серии Simple 1500 для PS1 и Simple 2000 для PS2. Цифры в названии не просто так - это стоимость одного диска в японских иенах. Сегодняшняя игра хоть и не является частью этих серий, но её "бюджетность" заметна с первого взгляда. На момент выпуска - 23 марта 1996 года - несколько лет, как отгремел первый (да и второй) Doom, с условно кривыми поверхностями, вышел прорывной псевдо-трёхмерный Duke Nukem 3D, скоро подтянется и ожидаемый полностью трёхмерный Quake... И тут выходит шутер с геометрией Wolfenstein 3D, не таким уж и большим арсеналом пушек и невысокой динамичностью. При таких вводных ожидания, естественно, будут невелики.
Интересный факт: В ходе поисков информации об игре выяснилось, что её разработчики - Nichibutsu, также известные как Nihon Bussan, делали игры с конца 1970-х, и разрабатывали вперемешку как аркады, так и игры "для взрослых". В середине нулевых разработчики разбежались и компания, условно говоря, самоликвидировалась.
Сюжет игры прост и незамысловат - террористы захватили стоэтажный небоскрёб, и главный герой, полицейский ЭКСПЕРТ (во внутриигровых сценках его так и называют - EXPERT - заглавными буквами латиницей, что необычно смотрится посреди иероглифов), отправляется в одиночку его освобождать. Ну, не совсем в одиночку, коллеги будут оказывать поддержку, но в бой мы отправляемся в гордом одиночестве. Один уровень - один этаж, пробегаем до лифта и едем выше, естественно, выполнив перед этим поставленную задачу. Конечно же все 100 этажей проходить не надо, уровней всего 9 (выбранные для них номера этажей, кстати, никакой логике не поддаются). Перед каждым уровнем нам дают выбрать из двух наборов оружия (по факту меняется только тяжёлое оружие, остальной набор почти одинаков), позже на выбор добавятся ещё два. Патроны между уровнями не восстанавливаются, есть смысл стрелять точнее и собирать то, что выпало с врагов. Боезапас, кстати, ограничен, плюс оружие требует перезарядки (хотя герой делает это сам автоматически). Каждый этаж хоть и представляет из себя плоский лабиринт, но декорирован и обставлен в своём уникальном стиле. Традиционная схема "найди ключ - отопри дверь" здесь присутствует, но в отличие от того же Doom'а ключей тут много, как и закрытых дверей (зачастую, они находятся рядом).
Помимо шутерной основы есть в игре и дополнительные активности, например спасение заложников и разминирование бомб. В последнем случае ошибка становится фатальной не только для нашего героя, но и для всего здания. Террористам вообще комфортно на такой пороховой бочке сидеть?
Врагами выступают обычные люди с оружием. Они очень модные ребята - каждый тип противников носит разное оружие и имеет непохожую на других внешность, так что "атаки клонов" здесь нет. И да, они опасны. Выбегают из-за угла, выпрыгивают из вентиляции, перебегают с места на место, охотно бросаются вперёд с ножом или стреляют в спину, высунувшись из-за угла, так что происходящее лёгкой прогулкой не назовёшь. Хотя самые простые из них как и в реальности умирают от одной-двух пуль. Есть и пара полноценных боссов. Уровни хоть и являются незамысловатыми лабиринтами, но хорошо обставлены - рабочие столы с телефонами и компьютерами, шкафы с книгами, терминалы на стенах, честно трёхмерные автомобили на первом уровне. И это не всегда просто декорации - например, на непримечательном с виду компьютере нужно будет применить диск, полученный от спасённых заложников. На некоторых уровнях есть и ловушки, серьёзно ранящие либо убивающие мгновенно, и разглядеть их бывает не так-то просто.
Если у героя останется мало здоровья, можно будет услышать его тяжёлое дыхание, его портрет на HUD'е тоже начнёт напряжённо вздыхать. Если здоровья почти совсем не останется - герой будет часто вздыхать и зажмурит на портрете глаза от боли. Казалось бы - мелкая деталь, а играет на атмосферу. А ещё при повороте влево или вправо у портрета синхронно поворачиваются глаза. Также, если попытаться пройти сквозь труп толстого врага, камера поднимется чуть вверх, как будто герой в этот момент стоит на большом животе поверженного террориста.
Музыка. Она... есть. Конкретно на моём диске музыка не проигрывалась в игре, но при этом проигрывалась с помощью любого CD-audio проигрывателя.
Игра имеет 2 концовки: хорошую и плохую. На получение той или иной концовки влияет внимательность игрока на последнем уровне.
Есть, конечно, и странные геймдизайнерские решения. Например, 2 раза за игру включается таймер, и пока он работает, нельзя открывать карту (условная игровая пауза). Но во второй раз эта карта просто жизненно важна, так как нужно добежать до лифта, и делать это приходится по памяти. Второе сомнительное решение - сохранение только между уровнями. Особенно это болезненно на разминировании бомб: одна ошибка - и проходи весь уровень заново.
Подводя какой-то общий итог, могу сказать, что Expert - не шедевр, не новое слово в жанре, но тем не менее заслуживает внимания. Игра сложная, ошибок не прощает, но проходить её интересно. Я могу смело посоветовать её к ознакомлению всем, кто неравнодушен к ретро-шутерам. И пусть вместо ураганной стрельбы там неспешные хождения по коридорам, хуже она от этого не становится.