Найти тему
Центр Развития Мозга

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С СДВГ

Дети с диагнозом СДВГ — это трудные неуправляемые дети, которые часто приводят в отчаяние родителей и учителей. Прогноз развития в случае СДВГ очень неблагоприятный: у большинства детей с таким диагнозом серьезные социальные проблемы сохраняются и в подростковом возрасте. Это еще раз напоминает родителям о необходимости медикаментозного лечения СДВГ под руководством разных врачей: невролога, психиатра, эндокринолога.

Но ни одна таблетка не может развить высшие психические функции, не может научить правильно вести себя в обществе.

Для каждого поведенческого и интеллектуального навыка существует свой возрастной период овладения, так называемый «сенситивный период», и то, что своевременно не усвоено, требует специальных усилий и условий обучения в старшем возрасте.

То есть получается, что нужно родителям немного вернуться назад по возрасту ребенка и начать обучать ребенка с того момента, на котором остановилось развитие внимания, и дальше уже продолжать развитие навыка по сенситивным периодам.

Детские психологи вывели определенные нормы концентрации и объема внимания у детей по возрастным периодам:

· К концу 1-го года жизни ребенок активно начинает исследовать окружающий мир — это начало развития внимания. Когда родитель называет какой то предмет, то ребенок узнает его и смотрит или показывает на него.

· В 2 года ребенок может концентрировать свое внимание на игре или каком-то предмете от 4 до 10 минут.

· На 2–3 году жизни ребенок еще не может концентрироваться одновременно на несколько разных игрушек, он сосредоточено может играть только с одной игрушкой или рассматривать и манипулировать только одним предметом.

· В 3 года ребенок может сосредоточено играть в течение 5 -15 минут.

· В 4 года время сосредоточения на игре увеличивается от 8 до 20 минут.

· В 4,5–5 лет ребенок начинает понимать простые правила игры и внимательно слушать инструкцию взрослого, удерживать эти правила в голове и действовать соответственно им, так появляются сюжетно-ролевые игры и игры по правилам, развивается произвольное внимание.

· В 5 лет ребенок может играть или заниматься чем-то от 10 до 25 минут.

· В 5–6 лет появляется такое понятие как самоинструкция, то есть ребенок может самостоятельно удерживать внимание на каком то задании, которое нужно выполнить. Например, самостоятельно одеться на прогулку, или собрать машинку по простой схеме. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх.

· В 7 лет внимание совершенствуется и начинает включаться воля, например, в школе нужно выполнить домашнее задание.

· В 6–7 лет ребенок может быть сосредоточенным до 35 минут.

Дети с диагнозом СДВГ могут быть внимательными не более 12 минут.

Что бы правильно использовать эти возрастные периоды и знания о развитии внимания, для помощи своему ребенку, родители должны играть с ними дома. Нужно еще обязательно подчеркнуть, что гиперактивным детям нежелательны коллективные игры и занятия. Все должно быть индивидуально и в максимально спокойной обстановке, в знакомом помещении без сильных внешних раздражителей. И обязательно все игры должны соответствовать 2 условиям:

· Все игры должны проходить в положительной эмоциональной обстановке, с похвалой если все получается (и с пропусканием не получающихся моментов), поддержкой и эмоциональным подкреплением усилий, прикладываемых ребенком.

· Подбор таких игр, которые тренируют одну слабую функцию. Так как выполнение двух или трех задач в игре сложно для ребенка, а порой просто не возможно. Например, если даете ребенка игру на внимание, не требуйте от него неподвижного сидения на стуле, то есть не ограничивайте двигательную активность. А если развиваете усидчивость, то не стоит одновременно напрягать его внимание.

Еще стоит подчеркнуть, что чем младше ребенок, тем больше подвижных игр должно быть в вашем запасе. Начинайте играть на протяжении самого маленького времени удержания внимания и постепенно увеличивая время на 5 минут (хорошо бы родителю наблюдать за часами и отмечать положительные моменты удержания ребенком внимания и соблюдения правил игры).

-2

Итак, приведу примеры различных игр.

Подвижные игры на развитие внимания (устойчивости, переключения, распределения, объема):

«Шапка-невидимка». В течение трех секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их.

«Повтори за мной». Взрослый показывает движения, ритм, пантомиму, ребенок должен повторить. Можно постепенно усложнять движения, ритм, пантомиму.

«Что пропало?».Взрослый на короткое время показывает ребенку предметы(картинки) на столе, после чего закрывает или ребенок отворачивается, и убирает один предмет. При повторном показе игроки должны назвать «пропавший» предмет. Можно усложнять задание, сокращать время показа, увеличивать число предметов на столе, убирать 2-3 и больше предметов со стола, вернуть на место передвинутые предметы.

Игры на преодоление расторможенности и тренировку усидчивости:

«Живая картина». Создав картину из одного человека или сюжетную сценку, ее участники замирают до тех пор, пока водящий не отгадает название картины.

«Море волнуется». Ведущий повторяет слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри!» На протяжении счета ребенок свободно двигается, бегает, прыгает и так далее. На словах: «Морская фигура замри!», ребенок должен замереть на мести изображая морского жителя и удерживать такое положение пока взрослый не догадается кого изображает ребенок.

Игры типа «Замри-отомри». Дети свободно двигаются под музыку, когда выключается музыка дети должны замереть на месте и не двигаться некоторое время. Если ребенок нарушил правило и двинулся, то выходит из игры и сидит на стульчике, пока не закончится игра. Подобная игра «День-ночь».

Игры на тренировку выдержки и контроль импульсивности:

«Съедобное - несъедобное». Игра с мячом, взрослый бросает мяч ребенку и говорит слово, если слово обозначает еду, то ребенок должен поймать мяч, если слово «не еда», то ребенок отбивает мяч.

«Да и нет - не говорить».Ребенку задаются вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», он должен ответить на вопрос развернутой фразой избегая этих слов.

«Не проговорись». Участники по очереди загадывают друг другу загадки, но ответ на них нельзя говорить вслух, а можно записать или нарисовать на бумажке, или показывается пантомимой. Выкрикнувший ответ штрафуется.

«Горячо-холодно». Поиск спрятанной вещи по ориентирующим подсказкам.

Дорогие родители, в заключение хочется сказать, любите своих детей и не бойтесь обращаться к специалистам. Чем раньше вы узнаете, что происходит с вашим ребенком, тем быстрее начнете исправлять неблагоприятную ситуацию с его здоровьем и развитием, тем самым исправляя будущую жизнь его и своей семьи.

Предыдущая статья по теме:

КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ИЛИ ПРОФИЛАКТИКА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Задавайте вопросы в комментариях.

Автор статьи:

Сережина Наталья Николаевна, нейропсихолог

https://spb.neurotrainings.ru/

Список используемой литературы

Бихевиорально-когнитивная психотерапия детей и подростков. Под редакцией профессора Ю.С. Шевченко. Издательство «Речь», Санкт-Петербург 2003г.

-3