Найти тему

Травля и критическое мышление

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

В период информационной войны особенно остро ощущается важность критического мышления. И приходится признать, что у большинства людей оно развито из рук вон плохо. Это касается не только нашей страны или нашей ментальности.

Если бы мне задали странную задачку — выбрать из 4К, зафиксированных во ФГОС, только один К, я бы выбрала именно Критическое мышление. На мой взгляд, если оно развито на высоком уровне, остальные 3К имеют шанс подтянуться.

Я учу педагогов и родителей, как отличать травлю, как её не допускать, как её лечить. Ещё я учу, как развивать критическое мышление у детей. Вы удивитесь, но эти две темы очень плотно переплетены. Казалось бы, чтобы не допустить травлю, это же про эмпатию? Но не только.

Вы наверняка видели советское видео из серии вечных, с известным экспериментом «Какого цвета пирамидки?» Если нет, посмотрите. Вот вариант, где эксперимент проводят на детях. А вот — на взрослых. Вне зависимости от возраста большинство людей склонны принимать мнение большинства, даже если это мнение бредовое.

Кстати, одним из первых подобный эксперимент был проведён Ашем в 1951 году. Я его уже описывала в этой статье. Вполне себе взрослые люди смотрели на отрезки заметно разной длины и под давлением большинства «не видели» разницы. Цифры ошеломляющие. 36 % испытуемых полностью принимали мнение большинства. 75% соглашались с неверным ответом как минимум в 1 случае. 36% — вроде бы не так уж много. Но! Там и ответ был очевиден, разница длины — около 3 сантиметров! Это как «видеть» вместо чёрной пирамидки белую.

А что уж говорить про более неочевидные мнения? Когда большинство говорит: «Маша (очкарик) — заразная, не будем с ней сидеть!», «Миша — тупой!» и другие вариации. Или когда все СМИ в унисон говорят одно и то же...

Пожалуйста, учите ваших личных детей или ваших учеников:

— ориентироваться на разные источники информации, внимательно слушать разные мнения и аргументы в поддержку этих мнений

— всегда проверять себя, рефлексировать: «Я так думаю, потому что я так, действительно, думаю? Или потому что другие так сказали?»

— проводить фактчекинг или анализ фактов, никогда не брать на веру ни одно утверждение, если оно упомянуто в сомнительном источнике, всегда искать подтверждение факту с помощью статистики и в авторитетных, околонаучных источниках

— сомневаться в том, что говорите даже вы. Да, и это тоже полезно. Дайте им это право. Пусть сомневаются. А вы не просто запечатайте их вопрос своим: «Потому что я так сказал!», а вы им свою точку зрения докажите. Покажите им своим примером, как аргументировать доводы

— видеть генерализацию и заведомо не верить в неё, имеется ввиду такие обобщения как «Все очкарики заразные», «Все женщины — плохие руководители», «Все мужики — сво...», «Все русские агрессивные».

Это далеко не полный перечень умений, которые характеризуют критическое мышление. Я бы сказала, это процентов 10. Но даже такого набора поведенческих моделей будет достаточно для того, чтобы ваши дети не поддерживали травлю, поддавшись мнению агрессора и свиты.

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал. Здесь я пишу о детях, о школе, о травле, об образовании в целом, о людях, делюсь реальными историями.

Если вы неравнодушный педагог или осознанный родитель, который хочет знать больше о школе, приглашаю вас в нашу Телеграмм-группу «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.