31 мая 2003 года во время торжеств по случаю 300-летия Северной столицы со стен Янтарной комнаты сняли занавеси. Мы получили возможность любоваться одним из чудес света в Царскосельском Екатерининском дворце.
18 января 1701 года курфюрст Бранденбургский Фридрих III самолично короновал себя прусской короной и стал Фридрихом I.
Историк Эрнест Лависс метко назвал новоиспеченного монарха «блудным сыном в семье скупцов». От предшественников и потомков его отличали склонность к мотовству, блеску, роскоши, восхищение всем французским.
Родился Фридрих I 11.07.1657 г. в Кенигсберге, с раннего детства был знаком с творчеством янтарного дела мастеров.
Поэтому желание поразить европейских государей (затмить Версаль) чем-то потрясающим из янтаря выглядело вполне естественно. Задумал Фридрих не безделицу, а целые художественные панели для украшения рабочего кабинета в резиденции Шарлоттенхоф возле Потсдама.
Работу поручили мастеру Готфриду Вольфраму (датчанину по происхождению) и скульптору из Данцига Андреасу Шлютеру.
В 1709 году грандиозный по объему заказ был готов. Король восторгался, но не долго… В Янтарном кабинете происходили странные вещи: свечи самопроизвольно гасли; на закрытых окнах колыхались занавески; потусторонние шумы отвлекали от работы. В один непрекрасный день янтарные панели рухнули со всех четырех стен!
Надо сказать, Фридрих слыл человеком очень суеверным. Он испугался.
Готфрида Вольфрама немедленно заключили под стражу, Шлютера выслали из страны. Янтарь собрали, упаковали в ящики и отнесли подальше в замковые подвалы.
В 1713 году первый Прусский король умер.
Его наследник Фридрих Вильгельм II осудил расточительство отца и первым делом произвел ревизию полученного наследства.
Конечно ему сообщили о шедеврах ювелирного искусства - мозаичных панно невиданной красоты.
Лучисто-прозрачные, желтые, желтовато-коричневые, «облачные», «пенистые», багряные кусочки поражали палитрой природных цветов и продуманной компоновкой. Янтарные орнаменты, вензеля, картины, гербы, гирлянды, выполненные с необыкновенным мастерством, безусловно представляли огромную ценность.
Но в планы Фридриха Вильгельма II, прозванного «фельдфебель на троне», не входило восстановление и использование Янтарного кабинета.
Панно так и пылились бы в подвале, но в 1716 году Петр Первый по пути во Францию заехал в Берлин. Пруссию и Россию в те времена связывали самые теплые отношения на почве нелюбви к Швеции.
Русский царь был наслышан о янтарном чуде, к тому же имел склонность к коллекционированию диковинных штучек. Он уговорил Фридриха показать Янтарную комнату, а увидев – немедленно захотел купить.
Шедевр отправился в Санкт-Петербург тщательно упакованный и погруженный на 8 подвод.
В Пруссии остались 55 гренадеров из личной охраны Петра.
Солдаты-великаны – мода XVIII века. В маленькой Пруссии их катастрофически не хватало. Подобный обмен показался Фридриху Вельгельму более чем выгодным. Условиями сделки оговаривалась сменяемость солдат, т.е. они служили по нескольку лет «вахтовым» методом.
Русские камнерезы и художники, получив янтарное чудо-чудесное в весьма плачевном состоянии, начали думать, как довести работу до ума. Главное, чем заполнить недостающие детали? Ни знающих мастеров, ни месторождений минерала не наблюдалось.
Нужно было снаряжать посольство в Восточную Пруссию, искать в Кенигсберге специалистов и янтарь…
Чиновники просто побоялись доложить царю о возникших трудностях. Петр, погруженный в государственные дела, позабыл о Янтарном кабинете.
Ценности остались в ящиках до 1745 года. Вспомнила о них Елизавета Петровна, вернее архитектор Варфоломей Варфоломеевич Растрелли, занятый сооружением Зимнего дворца.
Панели достали из хранилища. Оказалось, что янтарного полотна слишком мало даже для отделки самой скромной (по площади) комнатки.
Елизавета обратилась за помощью к послу Пруссии; тот в свою очередь к Фридриху II. Очередной король считал дружбу с Россией весьма полезной, поэтому распорядился оказать мастерам Северной столицы всяческое содействие.
В 1746 году Янтарную комнату выставили в Зимнем дворце, затем решили перенести в Царское Село.
76 специально подобранных гвардейцев двинулись в пеший поход с носилками, на которых лежали детали убранства кабинета. Они преодолели 25 верст за 6 дней, доставили панели на место в целости и сохранности.
Опять встал вопрос о метраже… 55 м2 нужно было расположить в зале Царскосельского дворца на площади больше в 6 раз.
Гениальный архитектор Растрелли прекрасно справился с непростой задачей. В отделку вписали золоченую деревянную резьбу, зеркала, вставки из яшмы и агата; верхние (предпотолочные) части стен отделаны фальш-панелями.
Только к 1770 году был окончательно создан парадный зал изысканной красоты. Благодаря целительной силе янтаря пребывание в нем воспринималось как наслаждение, гармония тела и души.
«Мы будем говорить о Янтарной зале. Это совсем не так, как в «Тысяче и одной ночи» или в волшебных сказках, когда архитектура дворцов доверена волшебникам, гениям и джиннам; дворцов, в которых мы видим залы из бриллиантов, рубинов или других драгоценных камней, обычно считаемых сокровищами. Здесь слово «янтарная зала» является выражением не поэтической гиперболы, а реальной действительности.
Это не тесный будуар или маленький кабинет, но комната довольно больших размеров, с трех сторон сплошь отделанная от пола до фриза янтарной мозаикой. Глаз, не привычный видеть янтарь в таком количестве, захвачен и ослеплен богатством и теплотой тонов, которые пробегают всю гамму, – от пылающего топаза до светло-лимонного. Золото резьбы кажется тусклым и фальшивым на фоне янтаря, особенно тогда, когда солнце освещает стены и проникает своими лучами в прозрачные прожилки янтаря». Теофиль Готье, «Путешествие в Россию» (1860-1863 гг).
Зал реставрировали несколько раз, в 1833, 1865, 1893—1897, 1933—1935 годах; серьезные работы намечались на осень 1941.
18 сентября немцы захватили город Пушкин и ограбили Екатерининский дворец. Янтарная комната отправилась в Кенигсберг и выставлялась в музее до весны 1945 года.
Советские войска все ближе подходили к городу.
4 марта 1945 года гауляйтер Восточной Пруссии Эрих Кох направил хранителю Альфреду Роде циркуляр с выговором за промедление эвакуации художественных ценностей. Сам Роде после войны утверждал, что комната погибла во время бомбежки в августе 1944.
Естественно ему не поверили, поскольку нашлись свидетели, видевшие панно перед началом штурма Кенигсберга.
Но факт остается фактом — Янтарная комната бесследно исчезла, упорные поиски не принесли результатов.
Одна из основных тайн XX века обросла сотнями мифов, предположений, невероятных слухов, запутанных следов; превратилась в любимую тему журналистов, авантюристов, кладоискателей.
Уже через 20 лет после окончания войны группе ленинградских реставраторов пришла смелая, почти сумасшедшая идея: «Чем ждать возвращения комнаты, не проще ли создать ее заново?».
Повторить труд прусских мастеров решились в 1981 году. Можно только восхититься работой реставраторов под руководством Александра Александровича Журавлёва. В творческую группу «Царскосельская янтарная мастерская» вошли искусствоведы, историки, криминалисты, химики. Более 20-ти лет они трудились над реконструкцией волшебной комнаты по чертежам и технологиям начала XVIII века.
Игра солнечного света, заливающего янтарь через широкие окна, придает залу совершенно сногсшибательный вид!
В каждом мельчайшем кусочке волшебного камня открывается блеск, глубина, пластичность и одухотворенная живая красота.
Спасибо за внимание!
Россия. Калининградская область. Янтарь.
Россия. Калининград. Март 2022 года.
Калининград-Янтарный-Светлогорск
Калининград. На поиски Кенигсберга.
#путешествия по россии #санкт-петербург #калининград #музеи #янтарь