Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала. Хотя, в настоящее время видимо именно подписчики, так как только те, кто на меня подписан, могут видеть мои публикации. Печально, конечно, но надеюсь в ближайшее время вернётся традиционная Дзеновская лента. Ну а пока буду вещать «только для своих».
В этой статье я расскажу, про такое устройство, как магниторельсовый тормоз. Он довольно сильно распространён на трамваях, но и на железнодорожном подвижном составе тоже встречается, в том числе он был на знаменитом «Соколе», который не поехал.
Магниторельсовый тормоз, наряду с (электро)пневматическим («торможение колодками») и электродинамическим (торможение двигателем) является одной из возможных систем торможения на рельсовом транспорте.
С точки зрения механики, тормозной эффект достигается также за счёт взаимодействия (читай прижатия) колодки, но уже не к ободу колеса, или тормозному диску, а прямо к рельсу. Только в случае с магниторельсовым тормозом, вместо колодки здесь башмак, но, как и колодки, изготавливается он из чугуна.
Изначально, башмак подвешен на пружинах, которые его удерживают на расстоянии примерно в 150 миллиметров от рельса. Также на этом самом башмаке установлены катушки индуктивности. При использовании магниторельсового тормоза происходит следующее: за счёт поступления воздуха в пневматические цилиндры, преодолевается сопротивление пружин, на которых подвешены башмаки.
Параллельно на катушки индуктивности подаётся электрический ток, что создаёт магнитный поток вокруг башмаков и, за счёт сил самоиндукции, происходит прижатие башмаков к рельсам. Говоря простым языком, башмак притягивается к рельсу подобно магниту. Только магнит очень сильный. Такая схема используется на высокоскоростных поездах, у трамваев несколько иначе - башмак висит на меньшем расстоянии, поэтому к рельсу прижимается лишь за счёт сил самоиндукции.
Насколько эффективно магниторельсовое торможение?
Если подойти к вопросу максимально сухо, то можно сказать, что магниторельсовый тормоз - это вообще лучшее, что придумало человечество. Но всё не так просто. Да, магниторельсовый тормоз обеспечивает высокое тормозное нажатие (примерно 100 кН), а значит и снижение тормозного пути примерно на 30-40%. Это такая мечта любителя походить в наушниках по путям, что поезд можно было мгновенно остановить.
Но, во-первых, магниторельсовое торможение почти не используется для служебного торможения, как раз ввиду того, что при его использовании по составу идут сильные продольные реакции, что доставляет значительный дискомфорт пассажирам.
Поэтому, магниторельсовый тормоз применяется либо при экстренном торможении, либо в качестве стояночного тормоза. Ну и немного о том, где же применяется такой тормоз. А применяется он либо на трамваях, либо на высокоскоростных поездах. Так например, из отечественных, его использовали на ЭР200, на скоростных вагонах РТ200 («Русская Тройка»), ну и на «Соколе» они тоже были, но с этим поездом отдельная история. Грустная, к сожалению.
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!