Вопрос, который задали на одном из моих кризисных стримов поддержки предпринимателей. Предположу, что нечто подобное сейчас испытывают многие. Моя контент-команда решила переводить ответы на самые острые и часто повторяющиеся вопросы в текстовый формат.
Итак, что делать, если от происходящего вас охватила паника?
Мне в кризисных ситуациях всегда помогает осознание того, что я отвечаю не только за себя, но и за своих людей. Они смотрят на меня, рассчитывают на то, что я создам хоть какую-то определённость, дам им поддержку. Запаниковав, вы становитесь неэффективным или даже токсичным. Вы уже не способны принимать взвешенные решения, а ваша команда не может на вас опереться. Лидер, потерявший силы бороться и веру в будущее — смерть для дела, которое он возглавляет.
Внутри форс-мажора, который рвёт мозг негативными эмоциями и мешает мыслить и действовать рационально, я поступаю как при аварии в самолёте — «сначала надеть кислородную маску на себя, и только потом — на ребёнка». Стараюсь остаться один на несколько минут и погружаюсь в себя. Сосредотачиваюсь на дыхании, останавливаю поток мыслей, расслабляю тело. После этого спокойно и бесстрастно рисую в уме самый негативный из возможных сценариев.
Моё дело уничтожено? Если так, что я должен сделать, чтобы смягчить крах для себя и команды? Или есть шансы, что оно выживет? Насколько сильно оно пострадает? Как будет выглядеть положение вещей через 1-2 месяца? Что я должен сделать сейчас, чтобы подготовиться к наихудшему?
Я рисую в воображении этот негативный сценарий во всей его полноте и деталях. Принимаю, что так именно и произойдёт, как бы проживаю его внутренне. Так на меня перестаёт давить неопределённость. Наступает пусть ужасная, но ясность.
От плохого — к хорошему
Затем я начинаю продумывать оптимистический, но реалистичный сценарий. Где есть то, что даёт надежду? Оно всегда есть. Какие факторы или мои действия должны сложиться для реализации этого сценария?
Как и с негативным сценарием ранее, я формирую картину будущего в максимальных подробностях и использую её, как «образ победы», источник позитива и энергии.
Дальше — снова дышу пару минут и напоминаю самому себе, что команде нужен сильный и полный веры лидер.
Восстановившись, начинаю говорить с людьми. Многие потеряны, они ждут поддержки, разъяснений, задач, источника надежды.
В кризис важно честно признавать масштаб и опасность происходящего. Но вслед за этим — показывать пути возможного выхода, тот самый позитивный сценарий. У меня в таких ситуациях рождается что-то типа:
«Ребята, ситуация хреновая. Но то, что мы делаем, всё ещё имеет смысл. Потому-то и потому-то. Я в это верю и готов вкладываться, биться за выживание. Мы будем делать то-то и то-то. Прошу мне помочь и рассчитываю на вас».
И дальше — каждый день быть примером спокойствия, полной вовлечённости в работу, веры в то, что всё будет хорошо. Постоянно поддерживать тех, кто упал духом. Это очень тяжело? Да, но если сдаться — будет только хуже.
Сил всем нам и оптимизма, даже когда для этого нет особых оснований.
Видеостримы с ответами на ваши вопросы провожу регулярно. Следить за анонсами можно на моём Telegram-канале.