Все началось с того, что в 1844 году одного французского графа выслали из России за дуэль. После истории с Дантесом к иностранцам-дуэлянтам у нас стали относиться очень настороженно. Тем более, что боль от потери Пушкина для русского общества была еще вполне свежа.
В общем, графу Анри Салиас-де-Турнемиру указали на дверь, и он отбыл в Париж. Причем отбыл с явным облегчением, поскольку в России снискал славу хлыща и неудачника.
Жену с тремя детьми оскандалившийся граф оставил в Москве - живи как хочешь. Впрочем Елизавета Салиас-де-Турнемир и сама не горела желанием покидать родину, отправляясь фактически в изгнание вслед за мужем, к которому не испытывала ничего, кроме презрения.
Ей было 29 лет. Отличный возраст для того, чтобы... открыть литературный салон!
В ее дом зачастили отечественные писатели и философы, вели утонченные беседы, обсуждали новые книги, читали рукописи, спорили друг с другом.
Хозяйка была прекрасно образована, поскольку в свое время ее учителями были профессора Московского университета, включая знаменитого историка Михаила Погодина. А русский ученый и философ, основатель журнала "Телескоп" Николай Надежин вообще был в свое время ее женихом.
В общем, салон блистал.
А спустя несколько лет Елизавета Салиас-де-Турнемир решила и сама стать писательницей. Не только ради славы, но и для того, чтобы элементарно заработать денег. Жить было особо не на что, практически единственным финансовым источником была помощь сестры.
Она под псевдонимом Евгения Тур отправила в "Современник" повесть "Ошибка", журнал ее напечатал. И... посыпались благосклонные отзывы критиков.
Александр Островский, на тот момент начинающий драматург, писал, что повесть эту обсуждала тогда вся читающая Москва. Свою заметку в журнале "Москвитянин", посвященную дебюту писательницы, он закончил следующим пассажем:
"В заключение поздравим публику с новым самобытным талантом и пожелаем г-же Тур всевозможных успехов на широком поле русской литературы, на которое она выступает с таким прочным дарованием и с таким прекрасным направлением".
Высокого мнения о новом имени в отечественной словесности поначалу был и Иван Тургенев.
Через полтора года публика познакомилась с новым творением Евгении Тур - романом "Племянница", после которого за писательницей закрепилась слава "русской Жорж Санд". Еще ее сравнивали с Шарлоттой Бронте, но про Жорж Санд все-таки говорили чаще.
"Племянница" тоже собрала немало комплиментов, но на горизонте уже начали показываться первые тучки. Тот же Тургенев после череды весьма лестных фраз жестко прошелся по недостаткам романа. В частности, упрекнул писательницу за длинноты и избыточность.
Третья книга Евгении Тур была разгромлена в пух и прах. Называлась она "Три поры жизни". И критики оказались к ней беспощадны. Особенно едким и суровым оказался Николай Чернышевский, но в отрицательном ключе высказались и другие - Некрасов, Добролюбов.
Писать Евгения Тур не бросила. Периодически в свет и дальше выходили ее новые повести, но особого внимания они к себе не привлекали. Она попыталась основать свой литературный журнал "Русская речь" либеральной направленности, но просуществовал он только 13 месяцев.
В 1861 году писательница была вынуждена покинуть Россию и перебраться во Францию из-за своих пропольских взглядов, а также участия сына в студенческих волнениях. В эмиграции она провела порядка десяти лет.
В семидесятые Евгения Тур возвращается домой и вновь начинает писать - теперь уже книги для юношества. И, кстати, эти ее произведения оказались вполне востребованы. Особенной популярностью пользовались романы "Катакомбы" (про первых христиан"), "Последние дни Помпеи", "Сергей Бор-Раменский", сказка "Жемчужное ожерелье". Но новой Жорж Санд ее уже не называли.
Скончалась писательница в Варшаве в 1892 году в возрасте 76 лет.
_________________________________
Приглашаем на наш сайт "Литинтерес". Там новые статьи появляются раньше! И ждем вас в Телеграме