Томский научный центр продолжит вести разработки для космической, авиационной, транспортной и других областей российской промышленности. К примеру, сейчас сотрудники Института физики прочности и материаловедения вместе с чебоксарским предприятием "Сеспель" разрабатывают технологии сварки трением с перемешиванием титановых сплавов. Результатом уже стал запуск производства отечественного оборудования.
Технология сварки трением с перемешиванием известна, но вот подобрать особые режимы для каждого материала, а также провести испытания на полученных образцах - это та задача, которую предстоит решить сегодня. Первые результаты ученые уже получили.
Кстати, ранее учеными была создана лабораторная установка, на которой отрабатывались те же процессы, но с алюминием. Главный плюс такой технологии - сварка выполняется без плавления металла.
«За счет механического перемешивания металла двух пластин, при помощи сил трения и нагрева, инструмент специальной формы движется вдоль стыка, переводит материала в сверхпластическое состояние и, перемешивая, создает очень прочное и бездефектное сварное соединение»,– поясняет Валерий Рубцов, зав. лабораторией контроля качества материалов и конструкций ИФПМ СО РАН, кандидат физико-математических наук.
Томичами была создана технология для сварки алюминиевых сплавов разной толщины. Также в институте разработали и сварочные инструменты - один для алюминия, другой для титана.
А вот промышленный вариант сварочной отечественной установки со специальной оснасткой был изготовлен уже на чебоксарском заводе. Оттуда он отправлен на космическое предприятие "Прогресс" в Самару, где используется для сварки корпуса новой ракеты "Союз-5".