Немного об истории триумфальных арок
С древнейших времен триумфальные арки возводились как памятники победам, полководцам. Быстро выстроить монументальное сооружение ко дню возвращения героев не успевали. Строили сначала временные, чаще всего деревянные. Спустя время (иногда целые десятилетия) устанавливали триумфальные арки на века. Их украшали мемориальными надписями, восхваляющими достижения полководцев и императоров, растрами загубленных вражеских судов, изображениями оружия и доспехов, а также барельефами и горельефами, иллюстрирующими наиболее значимые моменты военного сражения.
Считается, что первыми, кто начал ставить триумфальные арки были римляне. Самые древние до сих пор находятся в Риме. Это арка Тита (81 год в ознаменование взятия Иерусалима в 70году), арка Септимия Севера (205 год н. э. в честь побед в двух военных компаниях 195-203 годов) и арка Константина(315 год н. э., победа императора Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста в 312 году).
На Руси возводили храмы. Вспомните, например, Покровский собор (он же храм Василия Блаженного, 1555-1561 гг.), построенный по указу Ивана Грозного в честь взятия Казани в 1552 году.
Петр I, любитель европейских традиций. велел устроить триумфальную встречу в Москве после возвращения из-под Азова в 1696 году в стиле римлян с возведением триумфальных ворот. Эти ворота были сооружены у Каменного моста при въезде на мост из Замоскворечья. Дальше стали строить по несколько ворот на различные празднования и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Иногда вспоминали, что триумфальные ворота должны строиться в честь военных побед. Но в основном их сооружали на время и в честь приездов членов царской семьи.
Дольше всех стояла в Москве триумфальная арка в стиле барокко "Красные ворота", возведённая в Москве в 1709 году по приказу Петра I в честь победы в Полтавской битве. Изначально строение носило название Триумфальных ворот на Мясницкой улице и располагалось на Земляном валу. Ворота несколько раз перестраивали из-за пожаров. В 1753-1757 годах они были восстановлены в камне архитектором Дмитрием Ухтомским. В 1927-м ворота разобрали для расширения проезжей части. Название «Красные Ворота» осталось в названии станции метро, расположенной рядом с местом, где стояли ворота.
Триумфальная арка на площади Триумфальных ворот
В 1814 году на площади Тверская Застава по указанию Александра I была установлена деревянная арка. Она встречала русских солдат, возвращавшихся из Европы после победы над Наполеоном. Здесь был въезд в город - через площадь гости из Петербурга въезжали в Москву, здесь императора встречал градоначальник и депутация дворян.
Естественно, что деревянная арка не могла долго простоять в Московском климате. После смерти Александра I (1825 год) Николай I решил увековечить память о победе над французами и обессмертить своего любимого брата. Проект новой Триумфальной арки разработал архитектор О.И. Бове, который занимался реконструкцией Москвы после пожара в 1812 году. Бове лично создал эскизы скульптур, которые должны украшать ворота. Их создание доверили Ивану Витали и Ивану Тимофееву.
Торжественная закладка арки состоялась в августе 1829 года. В основание будущего памятника была заложена доска с надписью: «Сии триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 г. и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 г. нашествием галлов и с ними двунадесяти языков». Строительство завершили в 1834 году. Триумфальную арку поставили в конце улицы Тверской-Ямской у Тверской заставы (после 1834 площадь Новых Триумфальных Ворот, 1932—1990 — площадь Белорусского Вокзала). Триумфальная арка была облицована белым камнем, украшена скульптурами и увенчана колесницей, которой правила богиня победы Ника.
Рядом был построен Белорусский вокзал (1870 г.) В 1872 году под воротами прошла линия конки от Тверской заставы до Воскресенской площади (площадь Революции). В 1899-м её сменил первый в городе электрический трамвай (от Страстной площади, сейчас Пушкинская, до Петровского парка).
Но вот наступил 1935 год. Год, когда был принят Генеральный план развития Москвы. Триумфальная арка стала мешать реконструкции площади. Арку всю измерили, сфотографировали с разных точек, сделали подробный план конструкции. В 1936 г. арку разобрали. Скульптуры, украшающие монумент, сняли и отправили на сохранение в Музей архитектуры им. Щусева, точнее на территорию Донского монастыря. В 1991 после передачи монастыря РПЦ, оставшиеся в целости фрагменты арки частично были перевезены во двор музея по адресу ул. Воздвиженка, 5/25.
Первоначально были планы о возвращении арки после реконструкции площади, но вмешалась война. Во время войны чугунные колонны арки были переплавлены для нужд фронта, осталась только одна.
Новое место для новой арки
В 1957-1963 гг. на участке старой Смоленской дороги, с которой связаны важнейшие события войны 1812 года, построили широкую магистраль. Назвали ее Кутузовский проспект.
В 1965 году Совет Министров СССР признал большую художественную ценность и общественно-историческое значение Триумфальных ворот и решил восстановить их. 6 ноября 1968 года на Кутузовском проспекте торжественно открыли Триумфальную арку. В основе новой арки железобетонная конструкция, а не кирпичная, как было в старой. Вместо белого облицовочного камня использовали гранит и серый крымский известняк.
Новая Триумфальная арка перестала быть проездной. Она расположена недалеко от Поклонной горы на Кутузовском проспекте, на острове между двумя направлениями дороги, с 4 апреля 1975 года это место получило название площадь Победы. Триумфальная арка стала частью мемориального комплекса Отечественной войны 1812 года.
Основу памятника составляет однопролетная арка с шестью парами свободно стоящих 12-метровых чугунных колонн коринфского ордера. Колонны были заново отлиты по образцу единственной сохранившейся старой колонны. Между каждой парой колонн размещены литые фигуры воинов в античных мантиях, но в древнерусских кольчугах, со щитами и копьями. Над фигурами воинов укреплены горельефы: «Изгнание французов» (изображен рукопашный бой на фоне зубчатой кремлевской стены) и «Освобождение Москвы» (русская красавица, опирающаяся левой рукой на щит с древним московским гербом, на котором Георгий Победоносец, поражающий дракона, правую руку протягивает императору Александру I, одетому в богатое платье римского цезаря). По всему периметру карниза помещены гербы административных районов России, население которых участвовало в борьбе с агрессором. Поверх арки — колесница Славы с шестеркой коней. В колеснице стоит крылатая богиня Победы с высоко поднятым в правой руке лавровым венком.
Над проезжей частью по обеим сторонам арки помещены мемориальные доски с надписями. Одна включает слова М.И. Кутузова, обращенные к русским воинам в конце 1812 г. На другой повторен текст закладной доски. Имена создателей, история сооружения и возобновления арки записаны на памятной чугунной доске, установленной под сводом арки.
Из-за нового месторасположения арки получился небольшой казус. Теперь лицевая часть стала обращена в сторону прихода Наполеона, как бы встречая его.
Известные ворота и арки Москвы
На самом деле в Москве существует еще несколько ворот и арок, которые можно рассматривать, как триумфальные и которые являются символами Москвы.
И первые, это конечно же перед входом на ВДНХ. Арка Главного входа была построен в 1951 - 1954 гг. Кроме украшения ВДНХ, эта арка символизирует победу в Великой Отечественной войне.
В 1955 году в рамках послевоенной реконструкции парка Горького был построен Главный вход. В комплекс Главного входа входят первый Музей Парка, смотровая площадка с панорамным видом на парк и Москву, лекторий и сувенирный магазин.
Я бы еще вспомнила Воскресенские ворота (расположены в одноимённом проезде между бывшим зданием Городской думы и Государственным историческим музеем. Впервые были построены в 1538 году по проекту архитектора Петрока Малого. Выстроены заново в 1680 году. В 1931-м снесены, восстановлены в 1995 году) и Фигурные ворота Царицынского парка (построены в 1777–1778 годах по проекту Василия Баженова, одно из первых сооружений всего царицынского ансамбля. Ворота обозначают условную границу между дворцовой и парковой частью усадьбы. «Фигурными» их называет сам Баженов – благодаря затейливым формам и декору. Второе название — «Виноградные» — появляется в середине ХХ века из-за похожего на виноградную гроздь белокаменного декора в проеме арки.
Кроме Триумфальной арки в мемориальный комплекс Отечественной войны 1812 года входят:
- Кутузовская изба;
- два обелиска;
- музей-панорама "Бородинская битва";
- часовня Архангела Михаила;
- памятник М.И. Кутузову, славным сынам русского народа, одержавшим победу в 1812 году
Спасибо, что дочитали. Буду благодарна за комментарии.
До встречи!
#блог о путешествиях #фили #достопримечательности москвы #отечественная война 1812 #блоги увлеченных людей