Из архива Navygaming, 2014
Бытует мнение, что в 1941- 1945 годах военные действия на Тихом океане вели, в основном, авианосцы: Перл-Харбор, сражение у атолла Мидуэй и др.; а вот крейсера оказались незаслуженно забыты. Кому сейчас интересен погром у острова Саво, артиллерийские дуэли в Яванском море и у мыса Эсперанс? Но это не так...
На самом деле, на Тихом океане крейсера были одной из ключевых действующих сил ВМС США и Императорского флота Японии. Именно на них пришлась крупная доля потопленных кораблей с противоборствующих сторон. Крейсера обеспечивали ближнюю ПВО эскадр и авианосных соединений, прикрывали конвои и выполняли дозорные задачи на морских коммуникациях, выводили на буксире поврежденные корабли из зоны боевых действий. Но главная ценность американских крейсеров открылась во второй половине войны: шести- и восьмидюймовые орудия не смолкали ни на минуту, обрабатывая японский "оборонительный периметр" на островах Тихого океана. А обрабатывать было чем – крейсера обладали огромной разрушительной мощью. 203-мм снаряд орудия 203-мм/55 имел массу 150 кг и покидал срез ствола со скоростью, превышающей две скорости звука, а темп стрельбы достигал 4 выстрелов в минуту.
Помимо впечатляющих наступательных возможностей, крейсера обладали хорошим бронированием, отличной живучестью и очень высокой скоростью хода - до 33 узлов. Все эти качества высоко оценивалась моряками. Не случайно на крейсерах держали свой флаг адмиралы – просторные помещения и изумительный набор радиоэлектронной аппаратуры позволяли оборудовать на корабле полноценный командный пост. В любое время суток, при любой погоде крейсера выполняли свою нелегкую работу, и, в отличие от чудовищно дорогих линкоров, количество участвовавших в боях американских крейсеров приближалось к восьми десяткам (одних «Кливлендов» "наклепали" 27 единиц, а планировалось - 53).
Одним из представителей этого класса кораблей ВМС США был тяжелый крейсер «Пенсакола». Как и все «вашингтонцы», «Пенсакола» имел "перекошенное" соотношение боевых характеристик: низкая защищенность (толщина стенок башен ГК едва превышала 60 мм) в обмен на высокую огневую мощь и солидную дальность плавания. Вдобавок «Пенсакола» оказалась недогруженной – конструкторы так увлеклись «ужиманием», что не смогли эффективно использовать весь резерв водоизмещения. Неслучайно на флоте корабли постройки 1920 – первой половины 1930-х годов получили красноречивое название – «жестянки». Но в далеких 30-х годах подобные дисбалансы не очень "напрягали" высшее руководство ВМФ, и подобные корабли, «связанные» узами Вашингтонского договора, один за другим спускались на воду. 24 марта 1930 года тяжелый крейсер «Пенсакола» вышел из гавани Нью-Йорк, прошел Панамский канал и с неофициальным визитом посетил перуанский порт Каллао и чилийский Вальпараисо, начав свой боевой путь. По возвращении с океанского круиза в Нью-Йорк ТКР приписали к 4-ой дивизии крейсеров Атлантического флота, в составе которой он находился несколько лет.
В периодически проходящих маневрах флота ТКР «Пенсакола» принимал активное участие, для чего регулярно совершал переходы через Панамский канал, Атлантического океана в Тихий и обратно. В ходе учений, в которых отрабатывались разнообразные сценарии военных конфликтов против Японии и Коалиции европейских держав, новым тяжелым крейсерам американские адмиралы отводили роль дальних разведчиков и рейдеров. Помимо учений и парадов после учений крейсер «Пенсакола» в августе 1934 года доставил в Антверпен тело бельгийского посла, скончавшегося в США, а на обратном пути с экскурсией посетил город Лондон.
С 1935 года («Пенсакола» базировался в Сан-Диего) учения проходили только в Тихом океане, а в 1939 году «Пенсакола» перебазировался в Перл-Харбор. В августе 1941 года, вместе с систершипом «Солт-Лейк-Сити», был приписан к 5-ой дивизии крейсеров, где и числился до начала войны. Утро 7 декабря 1941 года ТКР «Пенсакола» под командованием кэптена Нормана Скотта встретил в сопровождении конвоя, состоящего из семи транспортов, доставлявших подкрепления в Манилу для усиления гарнизона генерала Макартура. После получения известия о нападении на Перл-Харбор на «Пенсаколе» объявили боевую тревогу и начали готовиться к боевым действия - за борт полетела вся деревянная мебель, а конвой перешел на противолодочный зигзаг.
В условиях военного времени эскорта для конвоя считалось недостаточно (вместе с ТКР «Пенсакола» конвой сопровождала переделанная с яхты канонерская лодка «Ниагара»), и командование, находившееся в растерянности, не знало, что делать дальше. На крейсер посыпались противоречивые указания: то поступил приказ возвращаться в Гонолулу, то следовать на Самоа, и только 11 декабря, когда возобладал здравый смысл, командование решило направить конвой в австралийский Брисбен, где планировали дополнить конвой кораблями эскорта и снова отправить в Манилу.
В Брисбен конвой прибыл 22 декабря, потеряв в пути гидросамолет, который не вернулся с патрульного вылета. 28 декабря крейсер «Пенсакола» снова вышел в море, эскортируя два быстроходных транспорта (в пути присоединился еще один). 3 января 1942 года крейсер передал эскортируемые суда другому конвою во главе с тяжелым крейсером «Хьстон», а сам вернулся на Брисбен для дозаправки топливом. Пополнив запасы, крейсер вышел в Перл-Харбор, куда и прибыл 19 января. 17 февраля 1942 года ТКР «Пенсакола» под командованием кэптена Лоув присоединился к TF.11 (тактическое формирование) во главе с авианосцем «Лексингтон».
Соединение направлялось к о. Рабаул, когда 20 февраля его атаковали японские бомбардировщики. Это был первый контакт крейсера и его экипажа с противником. После визуального обнаружения восьми бомбардировщиков G3M («Нелл») с крейсера открыли огонь из 127 мм орудий под управлением кормового поста, правда, корректировка затруднялась клубами дыма и горячими газами из кормовых труб, выброс которых увеличивался по мере набора скорости. 127 мм орудия № 1 и № 3 дали два залпа по одному бомбардировщику. Хотя прямых попаданий не было, были зафиксированы близкие разрывы, а поскольку самолет вскоре упал в море, то его записали на счет «Пенсаколы».
Вскоре была обнаружена вторая группа японских бомбардировщиков, в отражении атак которой были задействованы также 28 мм зенитные автоматы и 12,7 мм пулеметы, но без особого успеха. Сам корабль не получил ни каких повреждений, пострадали лишь четыре человека, у которых от канонады лопнули барабанные перепонки. В докладе об отражении воздушных атак отмечалось, что однозначно сбитых «Пенсаколой» самолетов не зафиксировано, но, вполне возможно, что удалось уничтожить 1-2 машины. В результате потери внезапности американцы отказались от атаки, и вечером 20 февраля TF.11 отправилось на о.Санта-Крус на дозаправку.
6 марта к TF.11 присоединилось TF.17 во главе с авианосцем "Йорктаун". Объединенными силами 10 марта 1942 года палубная авиация нанесла удар по портам Лаэ и Саламауа на севере Новой Гвинеи. По окончании операции TF.11 вернулось в Перл-Харбор, а «Пенсакола» продолжал находиться в составе TF.17 до 8 апреля, и только через 13 дней крейсер прибыл в Перл-Харбор. Весной 1942 года на корабле установили 12 20-мм зенитных автоматов. Морские испытания показали, что 20-мм орудия, размещенные на платформе кормового директора, подвергаются сильному воздействию дульных газов башни № 3, и их сняли с формулировкой: «для установки на другие позиции». В мае «Пенсакола» участвовал в высадке персонала 212-й истребительной эскадрильи морской пехоты на Новых Гибридах. После высадки крейсер присоединился к TF.16, включавшему авианосцы «Энтерпрайз» и «Хорнет». После двухнедельного патрулирования соединение вернулось на базу 26 мая.
ТРК «Пенсакола» в составе TF.16 и присоединившегося к ним 2 июня 1942 года северо-западнее атолла Мидуэй соединением TF.17 во главе с АВ «Йорктаун», принял участие в знаменитом сражении за этот атолл.
Японские самолеты, атаковав TF.17, добились трех попаданий в «Йорктаун», и тяжелые крейсера «Пенсакола» и «Винсеннес» в сопровождении двух эсминцев направились на помощь горящему авианосцу. Прибыв на место, крейсера получили задание нести радиолокационный дозор. Поврежденный авианосец, который потерял ход, охраняло четыре крейсера и шесть эсминцев. Через некоторое время на «Йорктауне» смогли запустить турбины, и постепенно скорость корабля достигла 17 узлов. Корабли охранения заняли позиции в ордере вокруг него.
В 16.27 радар «Пенсаколы» обнаружил неизвестные самолеты на дистанции 45 миль, визуально они были обнаружены на расстоянии 29000 м. В 16.41 открыли огонь 127-мм орудия с дистанции 11000 м. Башни ГК № 3 и № 4 дали один залп, пытаясь создать завесу из всплесков перед приближающимися «кейтами». По мере уменьшения расстояния к стрельбе подключались 28-мм и 20-мм автоматы.
На дистанции 3600 м самолеты противника снизились до 30–60 м и прошли на удалении 300 –400 метров от носа и кормы «Пенсаколы» для атаки «Йорктауна». Несмотря на плотный огонь, по крайней мере, три «кейта» сбросили торпеды по «Йорктауну» с расстояния 300 –500 метров. В 16.45 две торпеды с интервалом 30 секунд поразили «Йорктаун».
Как и в предыдущем бою, однозначно сбитых артиллерией крейсера самолетов не зафиксировано, но в докладе отмечалось возможное участие в уничтожении 2 –4 «кейтов» ввиду затруднения с учетом, связанного с одновременным ведением огня несколькими кораблями и истребителями, особенно мелкокалиберной артиллерии. Метод наблюдения за трассерами 20-мм автоматов оказался в таких условиях бесполезен, а 28-мм установки в условиях резкой перемены курсов на высоких скоростях показали себя крайне ненадежными и часто заедали от перекосов патронов в обоймах, вызванных сильной вибрацией. Был зафиксирован выстрел из 127-мм орудия по собственному истребителю, прежде чем его опознали. В крейсер «Пенсакола» попало пять пуль и несколько осколков от зенитных снарядов с других американских кораблей. Потерь среди экипажа не было.
13 июня 1942 года ТКР «Пенсакола» вернулся в Перл-Харбор. 22 июня корабль перевез 1157 морских пехотинцев на о. Мидуэй и возвратился обратно.
С началом компании на Гуадалканале, в августе 1942 года, «Пенсакола» был отправлен к Соломоновым островам, где участвовал в сопровождении авианосных групп. 26 октября 1942 года крейсер в составе TF.17 (АВ «Хорнет») в ходе боя у Санта-Крус осуществлял ближнее прикрытие авианосца. После 10.00 соединение было атаковано 20 торпедоносцами B5N малыми группами с разных сторон, а чуть позже еще 16 пикирующих бомбардировщиков D3А («Вел») атаковали авианосец «Хорнет» и добились трех попаданий. Ещё позже в него попало две торпеды, и он потерял ход. Один B5N пытался атаковать «Пенсаколу», но был сбит 20-мм автоматами и упал в 30 м от крейсера. Второй торпедоносец был сбит при выходе после атаки авианосца. Артиллеристы претендовали на два «вела» и семь «кейтов».
В 10.30 к поврежденному «Хорнету» подошли два эсминца для оказания помощи в борьбе с пожарами и приема раненых, остальные корабли осуществляли прикрытие. В 11.08 тяжелый крейсер «Пенсакола» возглавил охрану авианосца, в то время как крейсер «Нортхептон» взял «Хорнет» на буксир. В 15.55 радар «Пенсаколы» обнаружил новую группу японских самолетов. Орудия крейсера открыли огонь по мере того, как противник входил в зону досягаемости. При отражении этой атаки артиллеристы «Пенсаколы» претендовали на два сбитых самолета, но одна из сброшенных японских торпед поразила «Хорнет» в правый борт, его положение стало критическим, и экипаж получил приказ покинуть корабль.
В 18.00 последовала очередная атака на «Хорнет»: японские самолеты добились одного попадания, не понеся потерь, но корабль упрямо не желал тонуть. При этом американцы несколько раз наблюдали японские корректировщики, что говорило о близости надводных кораблей противника. В этих условиях было принято решение добить авианосец торпедами. Приказ был приведен в исполнение, и остальные корабли TF.17 покинули поле боя. За время боя тяжелый крейсер «Пенсакола» поразило несколько пуль и осколков. Погибло трое, еще 16 человек было ранено.
Уже 2 ноября 1942 года «Пенсакола» сопровождал конвой с подкреплениями и снабжением для десантников на острове Гуадалканал, а 12 – 13 ноября во время первого сражения в районе острова входил в состав охранения авианосца «Энтерпрайз».
29 ноября соединение TF.67, состоящее из тяжелых крейсеров «Миннеаполис» (флагман контр-адмирала Райта), «Нью-Орлеанс», «Пенсакола», «Норхептон» и легкий крейсер «Гонолулу» в сопровождении четырех эсминцев, вышло на перехват «токийского экспресса», доставлявшего продовольствие и боеприпасы к о. Гуадалканал, обнаруженного воздушной разведкой. Ночью 30 ноября к TF.67 присоединилось еще два эсминца. После выхода из пролива Ленго колонна двинулась параллельно берегу Гуадалканала, на удалении порядка 6 миль, ближе к острову шли ЭМ в строю кильватера. В 23.11 поступил доклад о радарном контакте от идущих впереди эсминцев. Через пару минут доклады о радарном контакте стали поступать с других кораблей. На «Пенсаколе», несмотря на работающий радар СХАМ, обнаружить неприятеля не смогли.
Состоявшийся после этого бой вошел в историю как бой у мыса Тассафаронга или Четвёртое сражение у острова Саво, японцами называется Ночное сражение у мыса Лунга. Американским кораблям противостояли восемь японских эсминцев "Токийского экспресса" по командованием контр-адмирала Танаки.
В 23.20 Райт приказал открыть огонь, а эсминцам атаковать неприятеля торпедами. Через минуту заговорили орудия главного калибра флагманского «Миннеаполиса», и вскоре к нему присоединились другие крейсера. На «Пенсаколе» огня не открывали, так как не могли обнаружить цель. Носовая стрельбовая станция самостоятельно обнаружила цель на дистанции более 11000 м, но она была неподвижной и, скорее всего, находилась на берегу. Вскоре обнаружилась другая цель, движущаяся со скоростью 17 узлов. Именно по ней спустя 5 минут дал залп с перелетом «Пенсакола». Следующие два залпа дали недолетное накрытие. Возможно, удалось добиться даже попаданий, но установить это было нельзя, поскольку все американские корабли дружно стреляли по «японцу». Так как осветительные «люстры», повешенные другими кораблями, догорали, «Пенсакола» дал несколько выстрелов 127-мм осветительными снарядами. Четвертый и пятый залп, как говорят корректировщики, поразили неприятельский корабль, последовал взрыв, и противник исчез с экрана радаров. Поскольку цель больше визуально не наблюдалась, на «Пенсаколе» решили, что она затонула. В реальности «японец» еще долго находился на плаву.
Артиллерийский огонь американских крейсеров был для японцев полной неожиданностью, казалось победа близка, но это было не так .... (продолжение в следующей публикации).
Статья Baloo_bst из архива Navygaming, №2(5)/2014
Источники: Малов, А. Тяжелые крейсера типа "Пенсакола". Часть 1/ А.А.Малов/ Морская коллекция, 2013.- № 4.- 32 с.; N.Friedman U.S. Cruisers: An Illustrated Design History. Annapolis: Naval Institute Press, 1984. - p.496; Больных, А.Г. Крейсера. Уникальная иллюстрированная энциклопедия/ А.Г.Больных. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.- 288 с.; Дашьян, А.В. С.В, Корабли Второй мировой войны. ВМС США (Часть 1) / А.В. Дашьян // Морская коллекция, № 1 (58) – 2004. – 32 с.; Орел, А.Легкие крейсера типа «Омаха» /А.В.Орел// Морская кампания, № 2 (66).- 2017. – 64 с.; Патянин, С.В. Крейсера Второй мировой. Окончательная энциклопедия /С.В.Патянин, А.В.Дашьян, К.С.Балакин, С.Барабанов, К.В.Егоров. - М.: Яуза: ЭКСМО, 2014.- 536 с.
Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, кнопка ниже; впереди еще много интересного: