Назначить интервью с кандидатом в кафе у моря. Мгновенно переместиться в другое место, где можно на виртуальных тренажерах проверить навыки соискателя. Максим Антонов (Cornerstone) объяснил, почему эта фантастика — уже недалекое будущее для процесса найма
Метавселенная, или, по выражению создателя Facebook Марка Цукерберга, «объемный интернет», обещает прийти на смену привычному нам интернету. В глобальном виртуальном пространстве можно будет не только развлекаться, но и встречаться с друзьями, работать, заниматься всеми повседневными делами. Развитие метавселенной повлечет за собой изменение маркетинговых стратегий компаний, структуры рынка труда, а также откроет новые возможности для HR-сферы.
Суть концепции метавселенной
Метавселенная — это трехмерное виртуальное пространство, где пользователи могут взаимодействовать друг с другом через свои аватары. Такой «объемный интернет» стал возможным благодаря развитию технологий VR и AR, искусственного интеллекта и высокоскоростной передачи данных.
По сути, метавселенная — следующий логичный шаг в развитии технологий. Когда смартфоны и ПК транслируют только плоскую картинку, а экраны устройств достигли максимальных размеров (борьба за лишние дюймы кажется дальше бессмысленной), появление осязаемого виртуального пространства — ответ на запросы пользователей.
Например, вместо того чтобы решать рабочие вопросы с коллегами на «плоской» конференц-платформе Zoom, можно будет оказаться с ними за одним столом в 3D-офисе, надев VR-очки.
Новые возможности для бизнеса
Баланс между реальным и виртуальным создаст новый гибридный мир, в котором любые границы окажутся условными.
Экстенсивный путь развития экономики обязывает бизнес постоянно искать новые возможности для роста. Метавселенная позволит создать практически безграничный виртуальный рынок товаров и услуг. Причем его объем может в несколько раз превышать реальный сектор.
Текущая модель потребления довольно скоро зайдет в тупик — это обусловлено объективными ограничениями по территории и численности населения. Как в колониальную эпоху крупные компании инвестировали огромные деньги в экспедиции для поиска новых земель, ресурсов и рынков сбыта, так и сегодня технологические гиганты выделяют миллиардные бюджеты на разработку нового пространства для развития. В связи с этим уже стало очевидным, почему бизнес готов рисковать, инвестируя в создание нового виртуального мира.
Автоматизация производств привела общество к цифровой трансформации. Вслед за этим появится необходимость в метатрансформации.
Польза метавселенной для HR и рекрутмента
Ряд компаний делают на метавселенные большую ставку. Это бывший холдинг Facebook, который недавно переименовался в Meta, и Google, которые уже сейчас создают свои виртуальные офисы. В перспективе это может трансформироваться в корпоративные виртуальные миры с закрытыми экосистемами, что наверняка усилит тренд на деурбанизацию и дистанционную работу. А значит, напрямую отразится на сфере HR.
- Во-первых, процесс поиска и подбора кандидатов на вакантные позиции станет эффективнее. Окончательно уйдет необходимость личного присутствия в офисе как кандидата, так и нанимающего менеджера. Но вместо общения с плоскими изображениями в Zoom появится эффект погружения, причем с возможностью выбрать локации. Необязательно встречаться в «офисе». Можно выпить по чашечке кофе в виртуальной кофейне, а для неформальной встречи выбрать место у моря.
- Во-вторых, сам процесс найма станет максимально объективным. Собеседование будет проходить с аватаром, который может быть как голограммой реального человека, так и обезличенной формой. Это значит, что исчезнет предвзятость при приеме на работу. Кроме того, у компаний и кандидатов появится возможность быстро продемонстрировать продукт или переместиться в другое рабочее пространство, чтобы протестировать решение кейса в ходе интервью.
- В-третьих, система оценки эффективности сотрудников станет максимально прозрачной. Наподобие рейтинговой системы в играх она будет аккумулировать всю имеющуюся аналитическую и статистическую информацию на основе большого массива данных.
- В-четвертых, «объемная» виртуальная реальность предполагает, что потребуется совершенствовать политику брендинга. Если у пользователя в метавселенной будет свой аватар, то компании будут создавать собственные виртуальные пространства, развивая метабренд. Это значит, что появятся новые должности. Например, Chief Virtual Officer с командой креаторов, которые будут отвечать за создание и монетизацию в виртуальном мире. Эти изменения будут столь же необходимыми, как и инвестиции в HR для привлечения эффективных сотрудников и новых пользователей.
- В-пятых, метавселенная поможет ускорить адаптацию и обучение сотрудников. Иммерсивный тур по офису из любой точки мира и VR-тренажеры сделают процесс погружения работников в бизнес-процессы проще. А модульное обучение с набором конкретных курсов поможет быстро осваивать новые технологии.
Что ждет рынок труда
Проблемы рынка труда метавселенная не решит, однако сможет существенно изменить его структуру.
Очень вероятно, что основой экономики нового виртуального пространства станет фриланс. Кроме того, необходимо будет постоянно генерировать виртуальный контент, вследствие чего вырастет спрос на 3D-дизайнеров, креаторов и творческих специалистов.
Потребность в разработчиках со стеком Unreal Engine или Unity, blockchain и VR/AR также будет расти в ближайшие годы. Но в то же время на фоне «перегрева» рынка и появления решений Zero Coding спрос на программистов, скорее всего, будет снижаться.