Завершая странствия по «Нищим духа» Юрия Жукова, остановимся на одном сюжете. Там, конечно, ещё много всякого разного, например, прелестная кровожадная история про последователей душки Мэнсона, убивших жену Романа Поланского, и тут же дивная виньетка про моральный облик самого Романа - это же просто прелесть что такое.
Но закончить хочется чем-то умиротворяющим. И вот жуковский пересказ статьи французской журналистки Жаклин Реми о её впечатлениях от посещения калифорнийского центра под названием «Елисейские поля».
...Перед тем, как подняться на «Елисейские поля», вы должны оставить внизу, в каньоне, свою автомашину и записаться на приемном пункте. Несколько смущаясь, 15 новичков ждут, что будет дальше. В старом жёлтом автобусе нас везут среди высушенных солнцем гор к оазису - «Елисейскому саду», в клуб досуга блаженных. Здесь разрешается оставаться одетыми, но уже через пять минут все раздеваются догола: как-то неудобно оставаться одетым среди двухсот обнажённых завсегдатаев «Елисейских полей». В это воскресенье организовано около полудюжины мероприятий - каждое возглавляет «пророк». Он произносит короткую речь, потом добавляет: «Далее вы сами увидите, что произойдёт». Это звучит таинственно и многообещающе.
Там и сям на траве расставлены «кинетические скульптуры». Какая-то девушка в набедренной повязке корчится под аккомпанемент «тамтама». С десяти до тринадцати часов - первое ателье: «Самогипноз. Искусство и молитвенное сосредоточение». Мы идём через поле за нашим «пророком», маленьким, черноволосым, с бородкой, в очках, похожим на фавна. С ним - маленькая черноволосая женщина, тоже в очках, с которой он часто целуется.
Вот и хижина, к которой мы направлялись. Над входом надпись: «Это не храм молитвенного сосредоточения. Однако не рекомендуется предаваться здесь сексуальным играм. Секс на «Елисейских полях» является частным делом».
Мы входим в хижину и располагаемся на толстом ковре и больших цветастых подушках. «Пророк» раздаёт нам листки бумаги, и мы начинаем рисовать - что кому вздумается. Затем он приказывает закрыть глаза и «следовать» за ним.
«Пророк» ведёт отсчёт, словно при запуске космического корабля, бормочет всё тише, растягивая слова: «Три... Два... Один... Ноль! Вы хотите следить за полётом моей фантазии? Я карабкаюсь вверх. Я чувствую тяжесть своего тела. Я поднимаюсь в гору. Вот уже снега. Я тру своё лицо снегом. Холодно! Но холод меня обжигает. Жарко! Жарко!»
Через полчаса мы начинаем вместе с «пророком» воображаемый спуск с горы.
И тут пророк спрашивает: «Кто хочет поделиться своим опытом?» Каждый должен рассказать о своих сопереживаниях во время воображаемого путешествия. «Это было чудесно!» - восклицают одни. Другие признаются, что они ничего не почувствовали. Но «пророк» говорит: «Если вы не следовали за мною, то это означает, что у вас слишком большая сила воли».
После этого желающие могут уединиться в хижинах, именуемых «санктуариями». У входа в них табличка: «Это храм молитвенного сосредоточения. Не следует занимать его более 30 минут. Он создан не для того, чтобы спать в нём ночью».
После обеда - посещение ателье «Психодрама». Вначале паломники, разбитые попарно, очень долго, поистине бесконечно, глядят в глаза друг другу. Потом они танцуют, обнимаясь и поглаживая при этом друг друга. «Лидер» по имени Билл, инструктирующий паломников, объясняет, что через эти объятия «выходит вся тоска и входит вся любовь, какая существует в мире». Далее происходит нечто вроде театральной игры: каждый выступает в какой-либо роли. Одна брюнетка вдруг принимает себя за собственного отца. Она долго говорит что-то, потом со слезами на глазах благодарит присутствующих за то, что они её выслушали. «Лидер» баюкает двух девушек, заключив их в свои объятия. Его жена Труди баюкает сорокалетнего толстяка. Все снова обнимаются. Это называется почему-то «медвежьи объятия». На этом сеанс «самоудовлетворения» заканчивается.