Есть актёры, которые настолько крепко связаны с определённым образом, что размышляя о них, немедленно вспоминаешь: а, он вот такой. И если он вдруг не совсем такой, то мы недоумеваем: как так?
Думаю об этом, посмотрев два фильма с Пьером Ришаром - «Он начинает сердиться» и «Близнец».
В первом - классический Пьер Ришар - добродушный недотёпа, который вечно попадает впросак, но всякий раз выпутывается из неприятностей - этакий французский Иванушка-дурачок (даром что здесь он - учитель математики в школе для девочек). И вроде бы непонятно, за что такого любить, а с другой стороны - он же как плюшевая игрушка, от него одно тепло и доброта и никаких уколов - в какой женщине не проснётся ребёнок? И вот уже его рвут на части близкая школьная учительница физкультуры и дальняя кинозвезда, которую он всего-то пожалел. Кинозвезду, кстати, играет очаровательная Джейн Биркин, так что непонятно, как тут можно сомневаться в выборе. Но это же Иванушка-дурачок - он неспособен на очевидное, и именно этим он так мил.
Во втором - Пьер Ришар нетипичный: пройдоха, проныра, ловкий авантюрист, который живёт в своё удовольствие. С ним, конечно, тоже всякое случается, но не из-за наивности/невинности, а потому что некоторые авантюры оказываются сильнее него. Но он не переживает и продолжает действовать. Знакомится с богатыми сёстрами-близняшками - и окручивает их - и ради денег и удовольствия, и ради самой игры. Простак здесь включается только как маска - вымышленный очкарик-брат - чтобы получить шанс встречаться и с одной сестрой, и с другой.
И надо же - «Он начинает сердиться» смотрится на одном дыхании, при всём своём безумии очень светел и смешон, а «Близнец» - скучноват и утомителен, несмотря на богатую для комического обыгрывания тему: с одной стороны действуют две неотличимые женщины (их и правда играют сёстры-близняшки), а с другой - мужчина, который изображает из себя двух разных людей. Не спасает даже изрядная пикантность ситуации - герой реализует фантазию о соблазнении двух близняшек (не без их помощи), и в итоге они живут все вместе. (Ох уж это французское кино!)
В том ли дело, что первый фильм лучше, талантливее сделан, или в том, что во втором нарушается привычный шаблон? Непонятно. Но «Он начинает сердиться» хочется пересмотреть, а «Близнеца» - нет, и это кое о чем да и говорит.