Публичный архив песен Игринского района Удмуртской Республики создан участниками проекта Sep Community и «Время водит хоровод». Для Удмуртии, да и, возможно, России, это первый опыт, когда формирование архива происходит по инициативе деревенских жителей, совместными усилиями ученых и местного сообщества. За девять месяцев была проделана огромная работа по комплектации, оцифровке и каталогизации аудио- и видеоматериала. Сегодня в архиве содержится более пятисот песен и видеосюжетов.
О том, что такое публичный архив песен Игринского района, как он создавался и как будет развиваться дальше, рассказывает научный руководитель процесса формирования архива и звукового ряда экспозиции «Время водит хоровод», доцент кафедры музыкального и сценического искусства Института искусств и дизайна Удмуртского государственного университета Вера Болдырева.
— Процесс архивации собранного в Игринском районе фольклорного материала с последующим его размещением для публичного использования начался в 2018 году. Потребность в создании такого архива была продиктована несколькими обстоятельствами: разрозненностью материала, опасностью разрушения пленок, на которых он записан (как правило, это магнитофонные кассеты и видеокассеты), и, самое главное, возрастающим интересом к нему.
Сегодня мы с большим сожалением можем констатировать постепенный уход из жизни носителей фольклора. Уходят люди — уходят песни. Еще несколько десятков лет назад традиционный пласт как удмуртского, так и русского фольклора активно фиксировался. Сейчас же мы с трудом находим исполнителей народных песен даже более позднего, городского формирования. Поэтому возникает закономерный интерес к архивным записям.
Источниками для создаваемого архива стали записи, сделанные тремя организациями: Игринским районным информационно-методическим центром (ИРИМЦ), музеем «Этапный пункт» в деревне Бачкеево (филиалом Игринского районного краеведческого музея) и Сепским центральным сельским домом культуры. Они же являются и держателями фондов. Самые ранние записи архива датируются 90-ми годами двадцатого века — они произведены ИРИМЦ и музеем «Этапный путь», тогда еще на магнитные ленты, аудио и видео.
К сожалению, в некоторых случаях не удается восстановить информантов записанных песен, поскольку не всегда кассеты имеют сопроводительные документы. Тем не менее, сегодня этот материал имеет огромную культурную ценность. Некоторые записи просто уникальны, как уникальны и исполнители этих песен. И хочется поблагодарить безымянных собирателей, работников культуры Игринского района, зафиксировавших мастерство этих песельниц.
Мы будем продолжать работу по поиску информации о тех исполнителях, чьи имена нам пока неизвестны. Это необходимо и для соблюдения этических норм, и для получения полноценного научного источника.
Структура архива
Процесс архивации старого материала начался с его оцифровки, перевода в электронный формат. Эту работу взял на себя Александр Юминов. Затем электронный вариант был «нарезан» на учетные единицы, аудио и видео, — песни, танцы, рассказы, репортажи. Нарезкой аудио занимались студенты Удмуртского государственного университета, видео — Юрий Болдырев. Реестр составили сотрудники ИРИМЦ и Бачкеевского музея.
Третья организация, которая участвует в создании архива, — SEP COMMUNITY. Его участники выезжали в фольклорные экспедиции по району и вели записи на современную аппаратуру сразу в цифровом формате, а затем составляли реестр. Все мы могли следить за результатом этих экспедиций на страничке наших проектов в социальных сетях.
Сегодня публичный архив песен Игринского района имеет четкую структуру — каждой единице хранения присвоен шифр. В проекте — создание фотофонда и рукописного фонда. Каждая единица хранения имеет свою папку, где хранятся учетные единицы (песни, рассказы, танцы, репортажи), а также реестр всех составляющих.
Архив содержит аудиофонд, состоящий из 429 учетных записей, и видеофонд, в котором 211 учетных записей. Поиск по архиву может выстраиваться по экспедициям, населенным пунктам, исполнителям, жанрам и так далее. У архива три фондодержателя, но он будет храниться в Сепском доме культуры, поскольку ни ИРИМЦ, ни музей «Этапный путь» сегодня не обладают необходимыми условиями для хранения и объемами компьютерной памяти. К тому же предполагается открытие фотофонда и рукописного фонда. Уже сейчас обнаруживаются записи у самих носителей — это всевозможные песенники, семейные предания, описанные родословные.
— Получается, что песенный, музыкальный архив перерастает в нечто большее? Он становится уже историческим, краеведческим?
— Да, но традиционная культура не может быть разорвана на части, там все взаимосвязано! На кассетах обнаруживаются рассказы об обрядах, неиллюстрированные песнями. На видео зафиксированы очень интересные танцы — как удивительно двигаются танцоры! Конечно, это уже ушедшая культура. Работники информационно-методического центра с сожалением констатируют, что фактически из тех, кого они записывали, уже нет никого в живых. В экспозиции «Время водит хоровод» у нас будет отдельный раздел, который так и называется — «Мастера». Потому что не каждому это дано… Мастера пения, танца, ремесел, в дальнейшем, возможно, и мастера рукоделия, и здесь мы уже можем выйти на тесное сотрудничество с Игринским центром декоративно-прикладного искусства и ремесел.
Уникальные страницы прошлого
— Вера Геоленовна, вы прослушали все 429 песен, просмотрели все 211 видеосюжетов. Что произвело на вас, как на фольклориста, самое большое впечатление?
— Скажу сразу, что Игринский район — для меня «белое пятно» на территории Удмуртии, я никогда там не записывала. Порадовало многое. Безусловно, поразила Елизавета Ивановна Кустарникова, 1932 года рождения. Скорость, с которой она проговаривает некоторые небылицы, потрясает. Это традиция, уходящая своими корнями в скоморошество. Мои студентки, участницы ансамбля «Важнин ключ», пытались повторить то, как она делает, но…не получается.
— А что бы вы отметили из современного материала, записанного Сепским домом культуры?
— Я думаю, что сепцы проделали очень большую работу. Думаю, что им в работе помог наш семинар, где они учились, о чем спросить информантов, на чем зафиксировать внимание. И поднимается совсем малоизученный пласт культуры. Те же голóсы, например. Народ их еще помнит и знает, но собиратели практически не обращают на них внимания.
Вы знаете, до игринцев из ученых-этномузыкологов мало кто добирался! По русскому фольклору еще писали исслевательские статьи, а по удмуртскому, насколько мне известно, нет. Район же сам по себе очень интересный, он занимает пограничное положение с точки зрения удмуртских песенных стилей. Кроме того, переплелись несколько этнических культур — удмурты, русские, татары, бесермяне. В результате некоторые традиции оказались «законсервированными», в том числе русская традиция. Мне, как исследователю русского фольклора, это необыкновенно интересно. То, что уже совсем потеряно на побережье Камы, — там, в Игринском районе, вспыхивает яркими звездочками.
Отдельное внимание можно уделить влиянию на формирование песенного репертуара Игринского района Сибирского тракта. В экспозиции Игринского краеведческого музея, где будет представлена часть песенного архива, будет целый раздел «История Сибирского тракта в песнях». В него войдут песенные образцы, на возникновение которых повлияли исторические события XIX — XX веков. Не скажу, что этих песен очень много, но они очень интересные, и, главное, разнообразные. Я очень негативно отношусь к позиции представлять музыкальное наследие территории Сибирского тракта как «песни каторги», потому что тракт — это живая, для России очень значимая артерия, с которой связаны не только темные, но и светлые стороны истории.
Время собирать камни
— Возможно пополнение архива за счет того материала, который находится в других местах, помимо его настоящих фондодержателей?
— Да, и это, конечно, необходимо делать! Надо добраться до тех учебных заведений и научных организаций, которые вели экспедиционные записи на территории Игринского района. Знаю, например, что здесь были представители Эстонской академии музыки, Санкт-Петербургской консерватории. Думаю, этот проект можно назвать «Время собирать камни»! Теперь есть, куда отдавать песни, к тому же жители Игринского района должны обладать своей историей. Причем, если организации увидят, что на их экспедиционное право никто не претендует, и что они будут обозначены в архиве как фондодержатели, то никаких вопросов не должно возникнуть.
…Публичный архив песен Игринского района хранится в SEP COMMUNITY. Он открыт для использования: любой, у кого возникнет желание и необходимость, сможет получить к нему доступ: музыковеды и этнографы, которые ведут научно-исследовательскую работу, творческие коллективы, желающие пополнить свой репертуар старинными песнями… Некоторые из песен, кстати, уже исполняет ансамбль «Важнин ключ», а осенью, в День пожилого человека, сотрудники Сепского дома культуры обещают подготовить концерт для своих информантов и всех жителей деревни, где прозвучат песни, записанные в экспедициях.
Текст — Светлана Мальцева.
Фото — Светлана Мальцева, Татьяна Мосова и личный архив Веры Болдыревой.
Проект Sep Community реализуется АНО KAMA Records, победителем конкурса на поддержку Центров социальных инноваций в сфере культуры программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда В. Потанина.
Проект «Время водит хоровод» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
#Удмуртия #СделаноВУдмуртии #КультураУдмуртии #ИгринскийРайон #Эграёрос #ФондПотанина #ФондКультурныхИнициатив #НКО #Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд