Найти тему
Иланские вести

Люди и судьбы

Мы продолжаем погружение вглубь воспоминаний о наших отцах и дедах, когда-то выбравших своей родиной Енисейскую губернию. Однажды они приняли судьбоносное решение, собрали вещи и отправились в дальний путь, покорять сибирские просторы. Как живут их дети и внуки: мечтают вернуться на историческую родину или стали настоящими сибиряками, вросли корнями в эту землю и полюбили её больше всего на свете?

На северо-западе Иланского района есть небольшое село — Новоникольск. Две основные улицы: Минская и Орловская названы в память о земле предков, которые когда-то пришли в этот суровый край за счастьем, за волей, за сытой жизнью.

В самом конце Минской улицы расположился небольшой домик семьи Архиповых, недавно отметивших шестидесятилетний юбилей своей совместной жизни.

Их домик не всегда был крайним. Когда-то его окружали соседи, а сегодня – печальные развалины некогда крепких рубленых изб слева и подросший лес напротив. Природа бережно заполняет пустоту, она, как и люди, не особо уважает бурьян.

Хозяин встречает нас на резном крылечке, похожем на маленький домик. Летом оно все сплошь утопает в цветах, и Геннадий Флорович с женой Верой Николаевной любят здесь, сидя на лавочке, выпить душистого чаю, подаренного тайгой. Интерес к целебным травам - не просто увлечение или хобби, нет — это сила, которая заставляет его двигаться, изучать всё новые книги, вникать во все тонкости ботаники и фитотерапии. Никаких особых знаний ни по ботанике, ни по фитотерапии вначале не было: семилетка, да опыт целой жизни в таёжном селе. Потом Геннадий Флорович, видно не зря судьба подарила ему такое говорящее отчество, заказал одну книгу. Дорогая она по тем временам была ужасно, но глаза жадно вчитывались, а душа пела. Потом появилась вторая, третья, двадцатая книги. Мир сибирской природы раскрывался все шире, сливался с собственными наблюдениями, превращался в настоящее знание.

Вера Николаевна с улыбкой слушает рассказы мужа, кажется, она спокойно относится ко всему, чтобы ни происходило в мире ее окружающем. «Куда иголочка, туда и ниточка» — говорит она. И в этом целая философия, смысл жизни, секрет семейного счастья.

Только растает снег, Геннадий Флорович отправится в свои походы по лесу: рассматривать, изучать, собирать. В прошлом году в пятнадцати километрах от села услышал медведя, обошёл, но задумался: слишком близко зверь подошёл к человеческому жилью, неправильно это. Слишком часто лисы стали выходить в деревню, искать пропитание. Что-то меняется в природе.

История, похожая на сказку

Эта земля, этот лес, как магнит — место притяжения. Не отпускает его, заставляет возвращаться из дальних далей. Его семья родом из Чувашии, в Красноярском крае оказалась случайно, и при первой возможности его родные вернулись на родину. А он не смог. В девяностые поехал к ним, в столицу, на заработки, нашёл работу замечательную, по сердцу, в строительном тресте, на тяжелой технике, справлялся — лучше не придумаешь, квартиру получил через несколько лет. Вот-вот уже на трёхкомнатную бы заработал, и семья собралась за ним, а душа домой просится — в Сибирь. Никто его там, в столице, не понял: какой снег, какая картошка, у тебя зарплата, какая в деревне и не снилась? Какая тайга, оглянись на наш лес... там же дубы и буки, там яблоки на деревьях растут, там красота, от которой дух захватывает, Волга искрится за твоим окном. А он вернулся в осень. Справили новый дом и зажили, как прежде: работа, огород, хозяйство и лес за окном.

История возвращения его семьи на историческую родину — не редкость, было бы куда возвращаться, а вот их приезд — настоящая советская сказка, которая могла случиться только в то время и в том месте. Они двигались поездом с последней волной переселенцев в шестидесятые годы, в уже обжитые сибирские места. И вот на станции Иланской его отец решил выйти. Почему здесь? Зачем, если все вещи, а это для деревенских, совсем небогатых людей, огромная ценность, уедут по месту назначения? Так решил и всё. Не берусь думать, что случилось бы в наше время, но в шестидесятом он обратился в райисполком, Флор Лукьянович был человеком партийным, уверенным в силе и помощи системы, и к вечеру их всей семьёй уже перевезли в Новопокровку, дали дом, работу, помогли обжиться.

И самое потрясающее в этой истории даже не то, что семья в такой ситуации не потерялась, не сгинула в чужих местах, не то, что людей взяли на работу без лишних слов, документов или проволочек, а отношение ко всему этому Геннадия Флоровича. Глубоко уважительное отношение к родителям. Ни слова, ни мысли осуждения, абсолютное принятие их поступков, как правильных и естественных. Такое безграничное уважение к родителям — лучшая и самая добрая из традиций не только народа, но целого того, послевоенного поколения.

Судьбы ее простое полотно

Вера Николаевна родилась в семье переселенцев из Белоруссии. Там традиции были сильны, передавались из поколения в поколение вместе с ткацкими станками, прялками и вышитыми узорами рушников. Её предки переехали так давно, что даты, как и память, размылись временем. Осели основательно, приняв сибирский быт и суровые условия, как единственно возможные. Трудолюбивые и ответственные, они передали эти качества детям и внукам. Вера Николаевна славилась в деревне не только своей рабочей сноровкой, но и умением освоить и достичь высот в разных видах деятельности - от дойки коров до ведения серьезной документации.

Она — ранняя пташка. Все прекрасные рассветы и утренние звёзды были в её распоряжении по пути на ферму. Ведь коров доят засветло. К тому моменту, как городские жители делают последний глоток кофе перед выходом на работу, деревенские, считай, что смену отработали. У них уже другие заботы, другой ритм жизни.

В юности Вера жила в Канске, работала и, честно говоря, уже начала мечтать о другой жизни, в чём-то более простой и комфортной. Но, опять на пути возникла её иголочка, ее суженый, ее единственный, и она вернулась в родное село. Ведь, куда иголочка — туда и ниточка.

Семья – основа основ

В семье Веры и Геннадия Архиповых родились и выросли две дочери: Татьяна и Светлана, уже и внуки подросли и разъехались по краю. Кто-то живёт в городах, кто-то остался в родной деревне. Они дружат и общаются со всеми, слава Богу, сил пока хватает и в гости съездить, и самим гостей принять.

Супруги радуются каждому дню, увлечены жизнью, как самым замечательным событием на свете, отпускают прошлое, оставляя себе только самые тёплые воспоминания и впечатления. Как впервые он увидел Волгу и Енисей, и как был потрясён их величественной красотой, как росли дети и родились внуки.

Недавно пришлось взять шефство над пожилой соседкой. Один мужчина остался на две семьи: и печки натопить, и снег почистить на двух подворьях. Полжизни они прожили рядом, как родные стали, разве бросишь в беде? Эта открытость, увлечённость видны в каждом их движении, в каждом слове.

Вера Николаевна слушает мужа внимательно, но и поспорить любит! Она, как берега реки — мягкие, песчаные, но воде сотни лет понадобятся, чтобы сменить русло. С детства дружит с подругой и до сих пор они вместе. Любят побеседовать долгими зимними вечерами, спеть душевную песню в праздники, поддержать друг друга в будни. Дружат и мужья. Люди встречаются, общаются, находят общие интересы, не замыкаются на телевизоре, хотя он весьма важная персона в доме.

Живая душа

В Новоникольске, несмотря на то, что всё население чуть больше сорока человек, работает клуб, в котором сельчане проводят праздники, а порой и просто встречаются без повода. Геннадий Флорович — душа компании. Он, как вечный двигатель оптимизма: и пошутит, и поддержит, и споёт, и побалует чувашскими народными песнями. Хоть язык и не знакомый, все подпевают, как родным.

В своё время знаменитый сатирик и историк Задорнов удивлялся мудрости и доброжелательности людей, живущих в оторванных от мира таёжных сёлах. Хоть за пятьдесят лет многое изменились, но люди остались прежними. С огромной теплотой они приняли меня, корреспондента их любимой газеты, которую выписывают уже полвека.

Загляните в семейный альбом

Первым делом Геннадий Флорович принёс старенький фотоальбом — подарок редакции за победу в конкурсе. Он плотно, как сама жизнь, наполнен фотографиями и увлекательными историями. Здесь и мама, решительно вернувшаяся в Чувашию. Оставшись без мужа в чужой земле, он умер вскоре после переезда, она смогла найти в себе силы и переехать обратно. Школьница дочь с огромными бантами — им рано пришлось стать самостоятельными, их девчонкам, бесконечный крестьянский труд не даёт возможности до восемнадцати лет нежиться в детстве. Много фотографий в альбоме, но ещё больше их — в галереях телефонов! Неугомонная любознательность помогла Геннадию Флоровичу легко освоить современную технику. И сегодня он свободно фотографирует, звонит, пишет, манипулирует любыми файлами и операциями современных гаджетов. Перекинуть фотки по блютузу — легко! Поделиться любимыми народными чувашскими и русскими песнями — пожалуйста!

Послесловие

Они провожают меня далеко, до самой дороги. На улице, несмотря на сибирскую зиму, почти оттепель. Кажется, вот-вот придёт весна, луга зацветут вокруг, вернутся комары, а они здесь огромные, как воробьи, и жизнь станет веселее. Здесь, на краю села, на границе леса, оторванного от жизненно важной инфраструктуры на два десятка километров, весна, как надежда, особенно важна.

Я от всей души благодарю моих гостеприимных хозяев за интервью, и желаю им крепкого здоровья и любви еще на пятьдесят лет совместной жизни!

Любовь БАГРОВА. Фото автора.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц