Как обычно бывает в жизни с именными брендами: есть основатель бренда, есть лицо бренда, например, Тея Гувернер - вполне реальная женщина, и вы можете увидеть ее фотографии в сети или встретить где-то на ярмарке рукоделия. А вы видели когда-нибудь Еву Розенштанд?
Я расскажу вам историю знаменитого бренда наборов для вышивания Eva Rosenstand. Сначала мы отправимся в далекую и близкую Данию, в середину 19 века, где я познакомлю вас с очаровательными женщинами-единомышленницами, сделавшими большой вклад в развитие и популяризацию искусства вышивки, в сохранение древних народных видов рукоделия, расскажу о великих художниках Дании, оказавших огромное влияние на искусство вышивки, а потом мы вернемся в наше время, в Россию, и я покажу вам небольшую серию наборов для вышивания, выпущенных под брендом, который когда-то объединил творчески зажженных людей, и который существует более ста лет.
Наборы Eva Rosenstand не самые популярные в России, но имеют своих поклонников. Я решила рассказать вам историю этого бренда, основываясь только на открытых источниках. Заранее прошу прощения у компании Permin или других владельцах торгового имени, о которых я не смогла найти открытой информации.
Для начала разберемся с фамилией Евы, точнее, ее произношением по-русски. Мы произносим "Розенстанд", но правильно "Розенштанд". Я буду пользоваться обеими версиями, уж простят меня носители датского языка.
Вы всегда узнаете наборы бренда Ева Розенстанд по светло-зеленой рамке на обложке. Рамка украшена маленькими белыми изображениями прялки. Внизу темно-зеленым шрифтом написано Eva Rosenstand, таким же цветом над буквой N дано более крупное изображение прялки, и более тонким шрифтом написано еще одно имя - Clara Weaver. Мы еще не выяснили кто такая Ева, а тут еще какая-то Клара. Полная неразбериха! Итак, вперед, в путешествие во времени и пространстве!
Дания - страна хардангера и кружева, бордюров и тяжелых тканей, белого шитья по белому фону на тонком хлопке. А еще это страна королей и островов (самый большой из которых Гренландия) , мельниц и селедки, викингов и рыбаков, высоких налогов и спокойного нрава, пива и вкуснейшей выпечки. Это страна Нильса Бора, Сёрена Кьеркигора, Ларса Ульриха и Мадса Миккельсена. Конечно, первый датчанин, о котором узнает русский человек, это Ханс Кристиан Андерсен.
Но что же датские женщины? По крайней мере, погруженные в историю вышивки знают двух датчанок - дизайнера схем Герду Бенгтссон и Еву Розенштанд.
О Герде Бенгтссот (1900-1995) известно достаточно, она выпустила множество книг со схемами, ее биография хорошо представлена в русскоязычном интернете, за что спасибо Вере с passionforum.ru, ссылки на статьи:
www.passionforum.ru/posts/89098-kniga-o-gerde-bengtsson-1.html и www.passionforum.ru/posts/89100-kniga-o-gerde-bengtsson-2.html
А что же Ева Розештанд? Кто это? Когда она жила? Какой вклад внесла в развитие живописи иглой? Вопрос озадачивает тем более, когда узнаешь, что семья Розенштанд купила готовый бизнес в 1953 году. А началась история фирмы за сто лет до этого. И история эта такая же запутанная, как и вся история Европы XIX-XX веков.
Итак, 7 апреля 1855 года в маленьком городке Стуббекёбинг области Зеландия, на северо-восточном побережье острова Фальствер на юге Дании в семье шкипера Кристиана Педерсена Вейвера (1821-1905) и Ханны Элизабет Фестер (1827-1913) родилась дочь Клара Мария. С ранних лет девочка проявила талант к рисованию и склонность к рукоделию. Как рассказывается в ее биографии, сначала Клара Вейвер вышивала полотенца, занавески, небольшие декоры, а потом сама стала придумывать мотивы для вышивки. Клара очень любила полевые цветы, часто уходила из дома в пешие прогулки, чтобы разглядеть и зарисовать то, что видела вокруг: бабочек, листики необычной формы, цветы, траву, дары природы. Но в ее городке не было магазина, способного обеспечить творческую личность всем необходимым: не было ниток таких фантастических оттенков, которые есть в живой природе, не было дорогих тканей - основ для вышивки. Поэтому со временем Клара стала сама окрашивать нитки для своих работе. И самое главное, Клара стала мечтать о жизни в столице.
Когда Кларе исполнилось то ли 15, то ли 20 лет (источники путаются), ее отец ушел на пенсию и перевез жену и двух дочерей (кроме Клары у него была еще одна дочь - Августа) в Копенгаген. Мечта девушки исполнилась. Но к ее удивлению и разочарованию, и в столице не было того, чего она хотела - не было идеала. Обойдя все магазины. она узнала, что в одном из них, у S.B. Wiegand (С.Б. Виганд), требуется продавец, а в школе для девочек при магазине - учительница рукоделия. Продемонстрировав свои работы, она заняла обе должности, и очень скоро выручка хозяина увеличилась в разы. За Кларой стали охотиться конкуренты, предлагая перейти на работу в их магазины, но Клара мечтала о другом.
Ее сестра Августа уже выросла и стала отменной рукодельницей, и сестрам все время приходилось придумывать всё новые и новые сюжеты для вышивки (а вышивка была почти на 100% прикладной), искать новые товары, придумывать, какой новинкой порадовать постоянных покупательниц. И только в 1890 году сестрам удалось скопить нужную сумму денег на открытие собственного магазина на большой торговой улице Копенгагена, улице Вестерброгаде, идущей от Центрального вокзала до места, где когда-то были Западные ворота города. Это был не самый престижный район города, начавший бурно развиваться только в середине XIX века.
В своем магазине сестры Вейвер продавали прялки, пряжу, и, конечно, товары для вышивки. Для продвижения своего магазина они начали практически бесплатно обучать девушек и женщин старинным традиционным датским техникам вышивания, таким как ардангер, белая гладь, помогали разработать эскизы для украшений свадебных платьев, именных аксессуаров. Но этого было мало. В самом начале XX века Клара Мария Вейвер запустила в продажу серию наборов для вышивания.
Но это не были наборы в современном понимании: в комплекте не было ниток, иголки и основы, только схема и упаковка . Однако все материалы можно было подобрать к схеме прямо в магазине. Так же нужно понимать, что вышивка крестом была отнюдь не самым популярным видом рукоделия. Гладь, мережка, хардангер - вот самые востребованные виды вышивки того времени.
Как видите, Клара шла к этому долгие годы, и все оказалось не так просто. Клара не была профессиональной художницей, но обладала хорошим вкусом и знала вкусы женщин своего времени. Однако для понимания того, как развивалось дело Клары Вейвер дальше, нам придется вернуться в начало XIX века и познакомиться с художниками и художницами, стоявшими у истоков идей Клары.
Продолжение https://zen.yandex.ru/media/id/622e4d4ef53aef1fff17bf41/62306082df104c70a362f91f