Найти тему

Кто такая Ева Розенстанд? История вышивального бренда: Часть 1 От народного творчества до собственной идеи

Как обычно бывает в жизни с именными брендами: есть основатель бренда, есть лицо бренда, например, Тея Гувернер - вполне реальная женщина, и вы можете увидеть ее фотографии в сети или встретить где-то на ярмарке рукоделия. А вы видели когда-нибудь Еву Розенштанд?

Я расскажу вам историю знаменитого бренда наборов для вышивания Eva Rosenstand. Сначала мы отправимся в далекую и близкую Данию, в середину 19 века, где я познакомлю вас с очаровательными женщинами-единомышленницами, сделавшими большой вклад в развитие и популяризацию искусства вышивки, в сохранение древних народных видов рукоделия, расскажу о великих художниках Дании, оказавших огромное влияние на искусство вышивки, а потом мы вернемся в наше время, в Россию, и я покажу вам небольшую серию наборов для вышивания, выпущенных под брендом, который когда-то объединил творчески зажженных людей, и который существует более ста лет.

Наборы Eva Rosenstand не самые популярные в России, но имеют своих поклонников. Я решила рассказать вам историю этого бренда, основываясь только на открытых источниках. Заранее прошу прощения у компании Permin или других владельцах торгового имени, о которых я не смогла найти открытой информации.

Для начала разберемся с фамилией Евы, точнее, ее произношением по-русски. Мы произносим "Розенстанд", но правильно "Розенштанд". Я буду пользоваться обеими версиями, уж простят меня носители датского языка.

Логотип на упаковке набора. Фото из открытых источников
Логотип на упаковке набора. Фото из открытых источников

Вы всегда узнаете наборы бренда Ева Розенстанд по светло-зеленой рамке на обложке. Рамка украшена маленькими белыми изображениями прялки. Внизу темно-зеленым шрифтом написано Eva Rosenstand, таким же цветом над буквой N дано более крупное изображение прялки, и более тонким шрифтом написано еще одно имя - Clara Weaver. Мы еще не выяснили кто такая Ева, а тут еще какая-то Клара. Полная неразбериха! Итак, вперед, в путешествие во времени и пространстве!

Типачный датский рыбацкий городок. Фото из открытых источников
Типачный датский рыбацкий городок. Фото из открытых источников

Дания - страна хардангера и кружева, бордюров и тяжелых тканей, белого шитья по белому фону на тонком хлопке. А еще это страна королей и островов (самый большой из которых Гренландия) , мельниц и селедки, викингов и рыбаков, высоких налогов и спокойного нрава, пива и вкуснейшей выпечки. Это страна Нильса Бора, Сёрена Кьеркигора, Ларса Ульриха и Мадса Миккельсена. Конечно, первый датчанин, о котором узнает русский человек, это Ханс Кристиан Андерсен.

Но что же датские женщины? По крайней мере, погруженные в историю вышивки знают двух датчанок - дизайнера схем Герду Бенгтссон и Еву Розенштанд.

О Герде Бенгтссот (1900-1995) известно достаточно, она выпустила множество книг со схемами, ее биография хорошо представлена в русскоязычном интернете, за что спасибо Вере с passionforum.ru, ссылки на статьи:

www.passionforum.ru/posts/89098-kniga-o-gerde-bengtsson-1.html и www.passionforum.ru/posts/89100-kniga-o-gerde-bengtsson-2.html

А что же Ева Розештанд? Кто это? Когда она жила? Какой вклад внесла в развитие живописи иглой? Вопрос озадачивает тем более, когда узнаешь, что семья Розенштанд купила готовый бизнес в 1953 году. А началась история фирмы за сто лет до этого. И история эта такая же запутанная, как и вся история Европы XIX-XX веков.

Итак, 7 апреля 1855 года в маленьком городке Стуббекёбинг области Зеландия, на северо-восточном побережье острова Фальствер на юге Дании в семье шкипера Кристиана Педерсена Вейвера (1821-1905) и Ханны Элизабет Фестер (1827-1913) родилась дочь Клара Мария. С ранних лет девочка проявила талант к рисованию и склонность к рукоделию. Как рассказывается в ее биографии, сначала Клара Вейвер вышивала полотенца, занавески, небольшие декоры, а потом сама стала придумывать мотивы для вышивки. Клара очень любила полевые цветы, часто уходила из дома в пешие прогулки, чтобы разглядеть и зарисовать то, что видела вокруг: бабочек, листики необычной формы, цветы, траву, дары природы. Но в ее городке не было магазина, способного обеспечить творческую личность всем необходимым: не было ниток таких фантастических оттенков, которые есть в живой природе, не было дорогих тканей - основ для вышивки. Поэтому со временем Клара стала сама окрашивать нитки для своих работе. И самое главное, Клара стала мечтать о жизни в столице.

Рыбацкий городок Стубекёббинг довольно далеко от Копенгагена.
Рыбацкий городок Стубекёббинг довольно далеко от Копенгагена.

Когда Кларе исполнилось то ли 15, то ли 20 лет (источники путаются), ее отец ушел на пенсию и перевез жену и двух дочерей (кроме Клары у него была еще одна дочь - Августа) в Копенгаген. Мечта девушки исполнилась. Но к ее удивлению и разочарованию, и в столице не было того, чего она хотела - не было идеала. Обойдя все магазины. она узнала, что в одном из них, у S.B. Wiegand (С.Б. Виганд), требуется продавец, а в школе для девочек при магазине - учительница рукоделия. Продемонстрировав свои работы, она заняла обе должности, и очень скоро выручка хозяина увеличилась в разы. За Кларой стали охотиться конкуренты, предлагая перейти на работу в их магазины, но Клара мечтала о другом.

Ее сестра Августа уже выросла и стала отменной рукодельницей, и сестрам все время приходилось придумывать всё новые и новые сюжеты для вышивки (а вышивка была почти на 100% прикладной), искать новые товары, придумывать, какой новинкой порадовать постоянных покупательниц. И только в 1890 году сестрам удалось скопить нужную сумму денег на открытие собственного магазина на большой торговой улице Копенгагена, улице Вестерброгаде, идущей от Центрального вокзала до места, где когда-то были Западные ворота города. Это был не самый престижный район города, начавший бурно развиваться только в середине XIX века.

Улица Вестерброгаде в наши дни. Фото из открытых источников
Улица Вестерброгаде в наши дни. Фото из открытых источников

В своем магазине сестры Вейвер продавали прялки, пряжу, и, конечно, товары для вышивки. Для продвижения своего магазина они начали практически бесплатно обучать девушек и женщин старинным традиционным датским техникам вышивания, таким как ардангер, белая гладь, помогали разработать эскизы для украшений свадебных платьев, именных аксессуаров. Но этого было мало. В самом начале XX века Клара Мария Вейвер запустила в продажу серию наборов для вышивания.

Но это не были наборы в современном понимании: в комплекте не было ниток, иголки и основы, только схема и упаковка . Однако все материалы можно было подобрать к схеме прямо в магазине. Так же нужно понимать, что вышивка крестом была отнюдь не самым популярным видом рукоделия. Гладь, мережка, хардангер - вот самые востребованные виды вышивки того времени.

Как видите, Клара шла к этому долгие годы, и все оказалось не так просто. Клара не была профессиональной художницей, но обладала хорошим вкусом и знала вкусы женщин своего времени. Однако для понимания того, как развивалось дело Клары Вейвер дальше, нам придется вернуться в начало XIX века и познакомиться с художниками и художницами, стоявшими у истоков идей Клары.

Продолжение https://zen.yandex.ru/media/id/622e4d4ef53aef1fff17bf41/62306082df104c70a362f91f

Константин Хансен. Три девушки (сестры художника Альвида, Ида, Генриетта), 1827 г.
Константин Хансен. Три девушки (сестры художника Альвида, Ида, Генриетта), 1827 г.