«Макдоналдс» объявил, что с 14 марта, то есть с сегодняшнего дня, приостанавливает работу в России. Сначала речь шла о как минимум трёх месяцах, потом срок сократился до полутора. Да и сегодня их предприятия не закрылись: работают по всей России до тех пор, пока не кончатся запасы.
Я не большой любитель «Макдо», но мне нравится там кофе. И ещё «Макмаффины». За ними и зашёл позавчера, чтобы вредно позавтракать напоследок. Но опоздал на шесть минут, так что пришлось взять «Двойной Роял».
Так себе удовольствие. Съедобно, предсказуемо, нормально, но не очень вкусно.
И всё же, когда говорят, что вот бы взять «Макдоналдс» и национализировать, или что уйдёт «Макдоналдс» — расцветёт наша, родная русская кухня, или всякие другие сказочные идеи предлагают, — я за «Макдоналдс».
Невероятная популярность их бургеров и прочего в начале 1990-х была основана на простой вещи: это то, чего не было у нас. Симпатично выглядящая, приветливая, необычная, но понятная, — и, главное, комплексно новая еда. Кроме очереди в «Макдо» на Пушкинской, в которой продавали места, можно вспомнить истории про шахтёров из Норильска и других городов, которые летали в Москву чисто за «Биг Маками».
Со временем стало понятно, что это просто быстрая еда, к тому же далеко не полезная (если питаться ею ежедневно). Конвейерная, обычная, стандартная — зато всегда одинаковая и относительно недорогая.
Но невозможно заменить «Макдоналдс» блинными. Или пельменными. Или какой-то мгновенной сетью отечественного фастфуда, на которую московские власти уже собрались выделить 500 млн рублей.
Точнее, можно, но это дело лет, наверное, пяти, не меньше. Потому что «Макдоналдс» — это не бургеры и молочные коктейли, «Макнаггетсы» и картошка фри. Это стандарты качества, цепочки поставщиков, управление, логистика, система учёта и контроля, программное обеспечение, на которых работают киоски заказов, превращение огромного количества сырья в готовую еду и масса других вещей, которые находятся на самом виду, но которых не замечают ни обычные покупатели, ни диванные аналитики.
В России сажают картофель специально для «Макдоналдса». Огромное количество свинины и говядины производится специально для «Макдоналдса». Для «Макдоналдса» специально выращиваются салаты. Из гигантского количества российской муки делаются булочки. Производители умеют производить, а «Макдоналдс» — хорошо продавать готовую еду. Причём в таких объёмах, которые позволяют держать низкие цены. (Точнее, позволяли. И, думаю, именно в ценах, а не в политических причинах, причина того, что сеть взяла паузу в полтора месяца: для бизнеса нужна определённость, чтобы можно было его планировать.)
Можно сделать бургеры как в «Макдоналдсе». Можно оставить интерьеры закрытых «Макдоналдсов» и открыть в них что-то новое. Можно придумывать сети с иван-чаем, молочными реками и кисельными берегами. Но нельзя на ровном месте взять и сделать гигантскую машину производства и продаж, которая безупречно работает в десятках городов страны.
Или вот простой пример. Каким образом, думаете, «Макдоналдс» стал лучшей в стране сетью бесплатных туалетов? Всё то же: непрерывный контроль за чистотой туалетов и наличием туалетной бумаги и мыла. И главное, этот контроль встроен в общую корпоративную культуру, которую выстраивали десятилетиями.
_________________________________________
В следующих выпусках «Вечернего Лошманова» — новые истории про еду и путешествия. Подписывайтесь! И ещё у меня есть телеграм-канал, где больше коротких рассказов.