Наибольший интерес, возражения и понимание вызывают предложенные нами понятия Государство и Антигосударство. Заметно, что усвоению этих понятий довольно сильно мешают идеологии. Ими, незаметно для себя, заражены даже многие православные христиане.
Но высока и ответственность за ошибку в таком вопросе!
Значит, надо эти мысли сделать для себя заметными, уделить внимание тому, что такое государство и антигосударство.
Падение гражданственности
Допустим, что все современные государства – это, собственно, антигосударства. Из этого вроде бы вытекает, что христиане свободны от долга перед ними и могут поступать в своей повседневной жизни как угодно радикально или компромиссно.
Такое отношение к государству не похоже на то, о котором учило Писание и Святоотеческое Предание. Оно больше похоже на обычное либеральное с его лозунгами: «Политика грязное дело» и т.п.
Государство или Церковь
Мы бы ошиблись, думая, что отрицание гражданственности у христиан вытекает непременно из унижения государства. К тому же приводит и слишком возвышенный взгляд на государство. Уже славянофилы и Достоевский смотрели на государство и «народ» (миф о народе) как на своего рода «церковь». Причем Церковь эти мыслители понимали в модернистском ключе, и это неправильное понятие переносили на государство.
Из этого возникает большая путаница в головах. Одни мыслят о государстве как о Церкви, а о народе – как богоносце. Другие понимают, что двух церквей (если государство тоже «церковь») быть не может, и избирают безгосударственное существование.
До поры до времени это не вызывает никаких проблем, потому что христиане в основном не нарушают законов, и поэтому не вступают в конфликт с государством. Христиане вообще, к сожалению, несильно отличаются от граждан либерального государства.
Так как это глубоко неверно с христианской точки зрения, то нам нужно будет разъяснить понятия Государство и и Антигосударство и то, как ими пользоваться.
Гражданин, христианин и государство
Что такое Государство, мы узнаём, начав с понятия о Гражданине. А что такое Антигосударство, мы поймём, сравнив его с Новым человеком.
Христианин и гражданин
Христианин всегда поступает одинаково праведно при порядке и беспорядке. Но и гражданин при любой власти тоже поступает всегда одинаково справедливо, во время порядка или смуты. Таким образом, у них есть много общего даже тогда, когда они не совпадают в одном лице. Они сталкиваются с одинаковыми трудностями:
Первое затруднение состоит в том, что вокруг них все поступают как попало, то справедливо, то несправедливо. Христианин страдает от одиночества, то есть от того, что в обществе нет государственной дружбы. Она нужна и заповедана, но невозможна. Христианин чувствует свою ответственность за раздор в обществе, но не может его исправить.
Второе затруднение состоит в том, что наше время ставит вопросы, на которые простому человеку трудно ответить.
Вопросы всегда одни те же, и очень важные: Справедливо ли поступает правитель? Справедливо ли поступаю я сам? За кого воевать? Справедливая война или нет?
Раньше, до падения Православного царства, на эти вопросы отвечали богоустановленные власти. У простого человека вопрос о лояльности решался с самой высшей, Божественной, санкции.
Для отдельного человека эти вопросы чрезмерно сложны и тяжелы. Но отвечать них приходится и сегодня: гражданину – перед обществом, а христианину – пред Богом.
Пути христианина и «простого человека» расходятся
Из нашего изложения видно, что здесь пути христианина и частного человека расходятся.
У частного человека необходимость отвечать на нерешаемые вопросы вызывает стресс. Тогда человек теряет свой ум и обращается за объяснением к идеологии. Идеологии всегда готовы это сделать и совершают это, скрывая от человека ужасную реальность (полностью или частично). Простой человек благодарен за это, и со своей стороны готов на все. Свои преступления человек совершает теперь без чувства вины.
Так идеология скрепляет людей, и она делает это крепче, чем можно и нужно. Возникают тирания и рабство, где идеолог – победивший бунтарь, а простой человек – раб.
Христианин и гражданин в антигосударстве поступает так же, как в государстве. Он послушен, но гоним. Он говорит, но его никто не слышит. Он носит в себе залог государственной дружбы, но находится в вынужденной изоляции.
Государство
Государство соответствует миропорядку. Оно устроено так же, как Бог устроил весь мир и как Он устроил душу.
Но государство не Церковь, даже если, как в Древней Руси и Средневековой Европе, все граждане – христиане.
В государстве нет полной справедливости. По слову блж. Августина:
Истинной справедливости нет нигде, кроме той республики, основатель и правитель которой – Христос, если и эту последнюю угодно называть республикой, так как нельзя отрицать, что и она – народное дело… Истинная справедливость существует только в том Граде, о котором Святое писание говорит: Преславная глаголашася о тебе, граде Божий (Пс. 86:3).
Никогда не бывает, чтобы в государстве все были хорошими. Со своей несовершенной справедливостью оно объединяет хороших и плохих, сильных и слабых, верующих и неверующих, граждан и преступников.
Порядок же здесь состоит в том, что хорошие правят плохими, сильные защищают слабых, верующие поучают неверующих, граждане наказывают преступников.
Итак, справедливость государства не в том, что все судят справедливо, а в том, что справедливые и несправедливые находятся каждый в подобающем ему месте. Вот это и есть власть, а все прочее – безвластие.
Новый человек
Теперь подойдем к антигосударству тем же способом, каким мы подошли к государству.
Что такое новый человек?
Сравнив его с образцом человека, мы видим, что Новый человек – это не реальный человек, а миф, ложь. Например, на самом деле нет никаких «коммунистов», «вождей мирового пролетариата» и «классиков марксизма-ленинизма». Существуют только лица, которые почему-то так называются.
Природа человека никак не меняется, и поэтому никакого расчеловечивания в прямом смысле слова никогда не происходит. Родившийся человеком будет оставаться им, несмотря на болезнь, утрату памяти и даже рассудка.
То же можно сказать о грехе. Человек становится грешником, но не перестает быть человеком, и в этом качестве предстанет вместо со всеми на суд Христов.
Беспорядок в душе – личное дело каждого, его грех. В упорядоченном государстве это так и есть, но во времена смуты беспорядок транслируется вовне, в человеческое общество. Теперь личная развращенность правителя и народа начинает образовывать новое государство.
Новое государство
Антигосударство похоже на государство тем, что объединяет граждан и преступников. Однако новое государство соединяет их уже не в порядке, а в беспорядке, то есть противно созданному Богом миропорядку.
Что же тогда такое антигосударство? По аналогии с новым человеком можно сказать, что оно есть миф. А миф, как мы видели, лишь лжет о реальности, но ее не отменяет.
«Красная Москва» – все та же Москва, что в предыдущие века, но ее правители и простые граждане сошли с ума.
Было Царство, стала Советская Россия, но от этой выдумки сама Россия не перестанет существовать. Просто о ней думают и в ней поступают, как будто это не Россия, а «Царствие рабочих и крестьян, которому не будет конца».
Точно так же на самом деле нет никакого Евросоюза или Украины и других антигосударств.
Как новый человек обычно имеет те или иные гражданские добродетели, так и новое государство не всегда творит зло. В нем действуют законы и обычаи, отчасти новые и несправедливые, но во многом старые и справедливые.
Антигосударство наследует культуру предшествующего государства. Оно творит довольно много добра, как это делали СССР или США. Такое добро тоже разрушительно для личности, для ее самостоятельности и гражданственности.
Вывод
Мы пришли к тому, что как гражданин связан с государством, так и новый человек связан с антигосударством.
Гражданин видит вещи такими, каковы они есть, и поступает всегда одинаково: в государстве или антигосударстве.
Новый человек живет внутри мифа, и он убеждает других обманом, страхом или насилием войти в этот миф. Он всегда поступает беспринципно. При любом порядке он бунтовщик и раб.
Россия
В той мере, в какой мы хорошие христиане и граждане, мы должны защищать Россию. Но при этом нам совершенно не нужно иметь какую-либо «российскую» идеологию, тем более что время идеологий прошло.
Сейчас идет духовная война, в которой выясняется, что у нас в России: антигосударство или государство граждан.
Пусть же победит гражданин, который после долгих блужданий вернулся к сути вещей:
Вот мой дом, и я его защищаю.
Роман Вершилло