Найти в Дзене

«Этому дала, этому не дала»: как устроен скоринг при выдаче займов

Рынок микрокредитования постепенно возвращается к допандемийным показателям. По предварительным данным Национального Рейтингового Агентства, в 3 квартале 2021 год рост портфеля МФО продолжился и, по предварительной оценке НРА, составил около 32% год к году. На фоне роста спроса росло и число клиентов сегмента МФО.
Основным драйверами рынка стали рост спроса на заемные средства, внедрение новых технологий (развитие онлайн-сервисов) и расширение продуктовой линейки. Новые реалии и экономический кризис уже 2022 года будут способствовать дальнейшему росту спроса на микрокредитование и новые решения, которые поддерживают покупательскую способность (целевые займы на приобретение товаров), вместе с тем микрокредитным организациям придется ужесточить требования к клиентам. О том, как искусственный интеллект позволяет определять платежеспособность заемщика и при этом работает на повышение эффективности бизнеса, – в материале OR GROUP. Кредиторы на рынке fashion В 2009 «Обувь России» первой в с
Оглавление

Рынок микрокредитования постепенно возвращается к допандемийным показателям. По предварительным данным Национального Рейтингового Агентства, в 3 квартале 2021 год рост портфеля МФО продолжился и, по предварительной оценке НРА, составил около 32% год к году. На фоне роста спроса росло и число клиентов сегмента МФО.

Основным драйверами рынка стали рост спроса на заемные средства, внедрение новых технологий (развитие онлайн-сервисов) и расширение продуктовой линейки. Новые реалии и экономический кризис уже 2022 года будут способствовать дальнейшему росту спроса на микрокредитование и новые решения, которые поддерживают покупательскую способность (целевые займы на приобретение товаров), вместе с тем микрокредитным организациям придется ужесточить требования к клиентам. О том, как искусственный интеллект позволяет определять платежеспособность заемщика и при этом работает на повышение эффективности бизнеса, – в материале OR GROUP.

Кредиторы на рынке fashion

В 2009 «Обувь России» первой в своем сегменте начала продавать товары с рассрочкой платежа. В то время как отечественный рынок обуви в кризис 2008-2009 года «просел» на 25–30%, ритейлер благодаря запуску финансового сервиса потерял только 18%.

Услуга оказалась востребована и составила здоровую конкуренцию банкам-партнерам, которые до этого предоставляли потребительский кредит на покупку обуви. С покупателя не бралась комиссия за пользование рассрочкой, а товарооборот, благодаря сервису, увеличивался. Так в 2011 году продажи в рассрочку составили 622 млн рублей (28% от выручки), в 2012-м уже 1,5 млрд рублей (45%), а в 2013 году – 2,2 млрд рублей (44%).

В 2009 «Обувь России» первой в своем сегменте начала продавать товары в рассрочку
В 2009 «Обувь России» первой в своем сегменте начала продавать товары в рассрочку

Компания пошла дальше и, помимо рассрочки, стала предлагать покупателям денежные займы. В 2016 году внутри компании было создано отдельное юрлицо – МКК «Арифметика», которое специализируется на микрокредитовании, а годом ранее входившая в группу «Обуви России» небанковская кредитная организация (НКО) «Платежный стандарт» запустила прием платежей и разработала собственные скоринг и процессинг.

-2

Клиентами «Арифметики» стали постоянные покупатели, которые уже пользовались услугой рассрочки платежа на покупку и у которых была положительная кредитная история. Такой подход позволил минимизировать риски и сформировать надежную и лояльную аудиторию.

Выдать сложно отказать

Одним из главных рисков сектора микрокредитования является невозвратность части займов. При этом одним из инструментов предупреждения невозвратов является скоринг, или технологичная оценка потенциального клиента по ряду параметров. Искусственный интеллект может определить, вернет ли клиент заем (учитывая определенные параметры доходности и просрочки). Чем точнее в МФО настроена скоринговая система, тем выше эффективность работы всей микрофинансовой компании.

От качества скоринга зависит прибыль компании и в целом ее выживаемость на рынке, а тип скоринга и его сложность зависят от объемов бизнеса компании, ее технологических возможностей и квалификации специалистов.

От качества скоринга зависит прибыль компании
От качества скоринга зависит прибыль компании

Следует отметить, что стратегии одобрения займов в секторе МФО отличаются от стратегий одобрения в банках. Кроме того, внутри самих микрофинансовых компаний существуют различные подходы к оценке клиента при выдаче рассрочки (целевого займа, либо предоставление сервиса BNPL), а также при выдаче нецелевого, краткосрочного и долгосрочного займов. Кредиторы могут спрогнозировать, насколько аккуратно клиент будет выполнять взятые на себя обязательства, а в основе аналитики лежат математические расчеты и статистика.

-4

Так, «Арифметика» исторически являлись офлайн-компанией, а активное развитие онлайн-направления началось в 2020 году на фоне пандемии COVID-19. В настоящее время доля онлайн-выдач составляет порядка 15%. Отметим, что по первичным обращениям риск в онлайне существенно выше, поэтому компания использует отдельные скоринговые модели для оценки таких займов. Практика показывает, что сегментирование скоринга (в зависимости от канала выдачи, портрета заемщика и т.д.) позволяет получить результат лучше, чем единые либо обширные скоринговые модели.

Алгоритм решает

IT-специалистами «Арифметики» была разработана уникальная система скоринга, отвечающая требованиям компании при работе с заемщиками. Она позволяет построить многофакторные математические модели с использованием большого количества метрик, полученных как из внутренних источников, так и от партнёров — ведущих бюро кредитных историй, операторов связи, специализированных скоринговых бюро и других баз. Весь процесс скоринга в компании полностью автоматизирован, что исключает влияние человеческого фактора на результат одобрения заявки на заем.

Доля отказов по скорингу напрямую коррелирует с риск-профилем заемщика и типом продукта. Доля отказов в онлайн-продуктах исторически выше, что связано с дополнительными процедурами верификации клиента (поскольку компания не может идентифицировать его лично), а также со значительным объёмом фрод-заявок.

Доля отказов в онлайн-продуктах исторически выше
Доля отказов в онлайн-продуктах исторически выше

При работе с клиентом скоринговая система «Арифметики» анализирует социально-демографический портрет заемщика, его кредитную историю, наличие непогашенных договоров, долговую нагрузку и прочие важные метрики, которые в дальнейшем могут влиять на вероятность дефолта по клиенту.

Среди наиболее частых причин отказа – наличие у клиента непогашенной просроченной задолженности, высокая долговая нагрузка, отсутствие постоянного дохода и т.д.

Компания уделяет особое внимание антифрод-скорингу. Так, для исключения мошеннических оформлений займов в «Арифметике», помимо андеррайтинга заявки, используется специальная технология «хеширования» данных по клиенту. В случае изменения любых персональных данных (телефона, карты, паспортных данных) заемщик обязан перезаключить соглашение об использовании аналога собственноручной подписи. Помимо этого при перечислении займа на карту на стороне процессинга проводится дополнительная верификация указанных паспортных данных заемщика и банковской карты. В случае если данные не совпадают, зачисление займа произведено не будет.