Найти тему
Строительный мир

"Вопрос жизни и смерти": как рождалась Пермь-Котласская железная дорога

Оглавление

Порой, проезжая по железной дороге, невольно задаешься вопросом, а почему именно здесь решили проложить путь, почему через этот, а не другой город проходит трасса? Каждый участок имеет свою уникальную историю.

И хотя рассуждать в этом отношении в сослагательном наклонении не принято, тем не менее, кто знает, как бы мы сегодня добирались, скажем, из Новосибирска в Москву, и какие станции лицезрели бы из окон вагонов, если бы не...

© Из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907) / public domain (Действующие и строящиеся железные дороги в азиатской части Российской империи)
© Из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907) / public domain (Действующие и строящиеся железные дороги в азиатской части Российской империи)

30 лет ожиданий

Относится это и к линии «Пермь – Киров», которая в свое время была частью Пермь-Котласской железной дороги, построенной менее чем за четыре года за счет государственного бюджета — 37 млн. руб.

Идея этой «железки» появилась еще в 1858-м, а в следующее десятилетие проводились первые изыскания. Одним из инициаторов проекта выступил купец А. Н. Кузнецов, заинтересованный в торговле с Архангельском. Речь шла о пути от Орлова до Котласа; от последнего транспортировку товаров можно было продолжить по Северной Двине.

© public domain (Здание железнодорожного вокзала в Перми, 1880-е гг.)
© public domain (Здание железнодорожного вокзала в Перми, 1880-е гг.)

Изначально хотели проложить дорогу от Вятки (Киров), но, чтобы избежать строительство моста через реку, станцию решили перенести на правый берег. Правда, тогда эти планы не осуществились, и колеса поездов на Вятской земле не застучали.

Местное купечество 30 лет пыталось добиться прокладки линии, однако реальные подвижки начались лишь после того, как в 1891-м было принято окончательное решение о создании Великого Сибирского пути (Транссиб).

Борьба за дорогу

В Вятской губернии мечтали, чтобы именно через их земли будущая дорога тянулась в западные города империи. Соответствующая просьба была направлена министру финансов С. Ю. Витте. В записке чиновнику строительство магистрали назвали вопросом жизни и смерти, отметив, что без «железки» у региона попросту нет будущего.

© public domain (Вокзал станции Котлас. Начало XX века)
© public domain (Вокзал станции Котлас. Начало XX века)

Эта инициатива имела успех, и высшее руководство приняло решение о прокладке линии от Перми до Вятки; удалось продавить и ветку от последнего — на север, до села Котлас. Первый участок становился важным связующим звеном в системе железных дорог, соединив центральные губернии с Уралом и Сибирью; второй был построен в первую очередь для доставки продовольствия в северные регионы и транспортировки сибирских товаров к портам Белого моря.

Большая заслуга в том, что дорога таки была построена через Вятку, принадлежит Авксентию Петровичу Батуеву — председателю местной земской управы. По оценке современников — одного из лучших управляющих в российских губерниях. При нем построили сотни школ, библиотеки и даже начали издавать первую в империи бесплатную газету для крестьян.

Линия идет через Глазов

В целом, рассматривалось несколько вариантов трассировки. В итоге, после проведенных в 1894-м исследований, путь от Перми на запад решили проложить через Глазов, где производили кожи, лен, сало и хлеб, поставляемые через порт Архангельск, в том числе и за границу.

Известия Министерства земледелия и государственных имуществ от 10 августа 1895 года (№32. — С. 563):

«Особенное внимание было обращено на проведение линии Пермь-Котлас. Имея в виду то важное значение, какое эта железная дорога может оказать на развитие земледелия в Западной Сибири и на сбыт продуктов его за границу чрез Архангельский порт... Пермь-Котласская линия может служить главной артерией, соединяющей Западную Сибирь с открытым морем: весь район Западно-Сибирского участка великой Сибирской железной дороги, а также вся судоходная водная система Оби и Иртыша должны будут со временем тяготеть к Архангельскому порту».
© public domain (Железнодорожный мост через реку Каму около Перми. Начало XX века)
© public domain (Железнодорожный мост через реку Каму около Перми. Начало XX века)

В этом вопросе опять же определяющую роль сыграли местные власти. Альтернативное предложение подразумевало прохождение трассы от Перми до Вятки южнее, по водоразделу рек Чепца и Кильмезь. Земские начальники направили в профильные министерства свои доводы, побудив детально рассмотреть северный маршрут. В результате его признали более выгодным с экономической точки зрения, что и сказалось на дальнейшей судьбе Глазова.

Строительство дороги привело к возникновению и новых населенных пунктов; некоторые из них впоследствии получили статус города, как, например, Луз, выросший на берегу одноименной реки, где на участке «Вятка – Котлас» организовали один из перевалочных пунктов.

Линии Пермь-Котласской железной дороги на современной карте
Линии Пермь-Котласской железной дороги на современной карте

Общая протяженность Пермь-Котласской железной дороги составила порядка 865 км. Ее строительство заняло чуть больше трех лет. Сквозное движение на всем маршруте открыли в 1899-м. Сегодня ее линии входят в состав Северной, Горьковской и Свердловской железных дорог.