Порой, проезжая по железной дороге, невольно задаешься вопросом, а почему именно здесь решили проложить путь, почему через этот, а не другой город проходит трасса? Каждый участок имеет свою уникальную историю.
И хотя рассуждать в этом отношении в сослагательном наклонении не принято, тем не менее, кто знает, как бы мы сегодня добирались, скажем, из Новосибирска в Москву, и какие станции лицезрели бы из окон вагонов, если бы не...
30 лет ожиданий
Относится это и к линии «Пермь – Киров», которая в свое время была частью Пермь-Котласской железной дороги, построенной менее чем за четыре года за счет государственного бюджета — 37 млн. руб.
Идея этой «железки» появилась еще в 1858-м, а в следующее десятилетие проводились первые изыскания. Одним из инициаторов проекта выступил купец А. Н. Кузнецов, заинтересованный в торговле с Архангельском. Речь шла о пути от Орлова до Котласа; от последнего транспортировку товаров можно было продолжить по Северной Двине.
Изначально хотели проложить дорогу от Вятки (Киров), но, чтобы избежать строительство моста через реку, станцию решили перенести на правый берег. Правда, тогда эти планы не осуществились, и колеса поездов на Вятской земле не застучали.
Местное купечество 30 лет пыталось добиться прокладки линии, однако реальные подвижки начались лишь после того, как в 1891-м было принято окончательное решение о создании Великого Сибирского пути (Транссиб).
Борьба за дорогу
В Вятской губернии мечтали, чтобы именно через их земли будущая дорога тянулась в западные города империи. Соответствующая просьба была направлена министру финансов С. Ю. Витте. В записке чиновнику строительство магистрали назвали вопросом жизни и смерти, отметив, что без «железки» у региона попросту нет будущего.
Эта инициатива имела успех, и высшее руководство приняло решение о прокладке линии от Перми до Вятки; удалось продавить и ветку от последнего — на север, до села Котлас. Первый участок становился важным связующим звеном в системе железных дорог, соединив центральные губернии с Уралом и Сибирью; второй был построен в первую очередь для доставки продовольствия в северные регионы и транспортировки сибирских товаров к портам Белого моря.
Большая заслуга в том, что дорога таки была построена через Вятку, принадлежит Авксентию Петровичу Батуеву — председателю местной земской управы. По оценке современников — одного из лучших управляющих в российских губерниях. При нем построили сотни школ, библиотеки и даже начали издавать первую в империи бесплатную газету для крестьян.
Линия идет через Глазов
В целом, рассматривалось несколько вариантов трассировки. В итоге, после проведенных в 1894-м исследований, путь от Перми на запад решили проложить через Глазов, где производили кожи, лен, сало и хлеб, поставляемые через порт Архангельск, в том числе и за границу.
Известия Министерства земледелия и государственных имуществ от 10 августа 1895 года (№32. — С. 563):
«Особенное внимание было обращено на проведение линии Пермь-Котлас. Имея в виду то важное значение, какое эта железная дорога может оказать на развитие земледелия в Западной Сибири и на сбыт продуктов его за границу чрез Архангельский порт... Пермь-Котласская линия может служить главной артерией, соединяющей Западную Сибирь с открытым морем: весь район Западно-Сибирского участка великой Сибирской железной дороги, а также вся судоходная водная система Оби и Иртыша должны будут со временем тяготеть к Архангельскому порту».
В этом вопросе опять же определяющую роль сыграли местные власти. Альтернативное предложение подразумевало прохождение трассы от Перми до Вятки южнее, по водоразделу рек Чепца и Кильмезь. Земские начальники направили в профильные министерства свои доводы, побудив детально рассмотреть северный маршрут. В результате его признали более выгодным с экономической точки зрения, что и сказалось на дальнейшей судьбе Глазова.
Строительство дороги привело к возникновению и новых населенных пунктов; некоторые из них впоследствии получили статус города, как, например, Луз, выросший на берегу одноименной реки, где на участке «Вятка – Котлас» организовали один из перевалочных пунктов.
Общая протяженность Пермь-Котласской железной дороги составила порядка 865 км. Ее строительство заняло чуть больше трех лет. Сквозное движение на всем маршруте открыли в 1899-м. Сегодня ее линии входят в состав Северной, Горьковской и Свердловской железных дорог.