Самым необыкновенным цветком всегда был тот, который не пытался стать красивым. Не столь важно, в какую сторону направлено его соцветие, ведь солнце пускается всюду. Только стремиться к свету, не пытаясь его переплюнуть, только внимая протянутому лучу как жизненному пути. Это, затерянная за осадками выдуманного, простота естества. Наверное, странно напоминать о том, что дано изначально. Но я говорю, потому что замечаю: шепчут затоптанные ветви, ещё не родившись. Пыльные дороги заменяют высь...
Очнись!
Прежде чем стать, нужно вспомнить, что такое быть!..
В мире никогда не будет равенства в одном из смыслов.
Всегда будет старость и малость, всегда будет сила и слабость, бедность и богатство, сменяющие друг друга не просто так; радость и боль, так же, как небо и земля.
Это нужно, чтобы видеть шире, это нужно, чтобы помнить, что мир не одностронен и ещё для того, чтобы сплетать судьбы и, верно, учиться состарадать
В то время, как другие женщины хлопотали около Бетси, он пережил ощущение острого чужого страдания, которое не мог испытать сам. – Очень ли тебе больно? – спросил он. – Попробуй, так узнаешь, – ответила Бетси, накрывая руку передником. Нахмурив брови, мальчик вскарабкался на табурет, зачерпнул длинной ложкой горячей жижи <...> и плеснул на сгиб кисти. Впечатление оказалось не слабым, но слабость от сильной боли заставила его пошатнуться. Бледный, как мука, Грэй подошел к Бетси, заложив горящую руку в карман штанишек. – Мне кажется, что тебе очень больно, – сказал он, умалчивая о своем опыте. – Пойдем, Бетси, к врачу.
Александр Грин. «Алые Паруса»
«Амарий — добрый или злой? Может ли Филипп исправиться? Почему у туземцев, среди которых я живу, нет никакого оружия — ни стрел, ни луков?»
И он записал в дневнике:
Люди бывают спокойные и беспокойные.
Спокойные — это Дормеско, мама, мальчик, которого Матиуш видел в хате во время войны. Туземцы, церемониймейстер, канарейка, Кампанелла — тоже спокойные.
А Фелек, ротмистр, Ала, Филипп, Молодой король, Клу-Клу и сам Матиуш — беспокойные. Беспокойные люди затевают войны, а спокойные подчиняются им. Поэтому Печальный король, вопреки своей воле, вынужден был воевать. И маленький почтальон-крысенок тоже беспокойный, но по-другому, чем, например, лев. Он приносит пользу. И Матиуш тоже.
Беспокойные люди, — писал дальше Матиуш, — бывают добрые и злые. Если на свете будет много беспокойных и добрых, это хорошо. А если много беспокойных и злых, это плохо.
А если бы на свете были только спокойные люди, что тогда? Матиуш послюнявил карандаш. На коленях у него лежит раскрытая тетрадь, но как на это ответить, он не знает.
Януш Корчак. «Король Матиуш на необитаемом острове»
А стремление к превосходству порой возникает из ущемления...
Такое ощущение, будто мы либо все вместе сложим знания о мире, либо продолжим их разрушать...