Когда-то видеоигры имели к политике отношения не больше, чем оловянные солдатики. Но солдатикам за века существования так и не довелось попасть в круг интересов ни воротил большой политики, ни мелких политических деятелей, а вот игры такого интереса сподобились.
Политика запретов
Для начала интерес оказался чисто отрицательным. Точнее – запретительным. Первыми под запреты попали аркадные автоматы. Определённая логика в этом присутствовала: азартные игры следует ограничивать. Вот только не все игровые автоматы предполагали именно азартные игры (направленные на выигрыш, если повезёт). В результате долгих судебных тяжб удалось доказать, что нетбол основан на умении, а не на везении, и его перестали причислять к азартным играм. К другим игровым автоматам отношение не изменилось.
Но до настоящих видеоигр дело дошло позже.
Как-то раз член конгресса США Билл Андресен поинтересовался, чем там занимается его сын. Сын играл в Mortal Combat, кстати, возможно, действительно не вполне подходящую для его возраста игру. Увиденное отцу не понравилось. Он не стал размениваться на мелочи, предлагать ребенку другие игры и тем более спрашивать, чем ему дорога именно вот эта стрелялка, а просто предложил запретить все игры для всех детей.
Так появились возрастные рейтинги для видеоигр. Разработчики Mortal Combat в качестве мести сенатору сделали его персонажем очередной части игры.
Позже для попыток запретить игры появился повод. Серьёзный, не позволяющий просто отмахнуться и создающий иллюзию, что «запрещатели» молодцы и заботятся о важных вещах. Массовые расстрелы стали настоящей трагедией, виновные покончили с собой, и козлами отпущения оказались игры. Да, говорили политики, это видеоигры виноваты. Вот не было бы игр, не было бы и трагедий. Отсутствие в этом умозаключении логики мало кого смутило. Сами-то стрелки (впоследствии включая и казанского), наверное, никогда бы не догадались взять оружие в руки; и ни в фильмах, ни в книгах массовых расстрелов нет. Ага.
Запретить игры, конечно же, не получилось, и наверное, никто всерьёз и не собирался. Единственное ограничение, которое было введено, это возрастные рейтинги, да и они не очень-то работают.
Политика в играх
В самих играх реальной политики тоже достаточно. Особенно в военно-исторических стратегиях и в симуляторах. Эти жанры позволяют разработчикам прямо продемонстрировать своё отношение к политическим реалиям и процессам.
Отношение это чаще всего ироничное. Геймеры, игравшие в «Тропико», знают: уж если ты правишь страной так, что тобой недовольны, то хотя бы создай себе счёт за границей и не забудь взять пресную воду в лодку, когда придётся убегать.
Опасение, что через стратегии у кого-то сформируется неправильное представление о политических явлениях, кажется надуманным. Впрочем, если речь идёт об игроках раннеподросткового возраста, то, наверное, да.
Использование игр в политических целях
Как только стало понятно, что в видеоигры играет множество людей, их стали использовать как политические инструменты. В предвыборных кампаниях игровая тематика используется уже не первый десяток лет.
Делаются попытки решить с помощью видеоигр задачи государственной важности. Одна из таких задач – воспитание патриотизма. В паре небольших стран госорганы сделали попытку заказать патриотические игры нужной тематики. Но значительной суммы ни у кого не нашлось, а на малом финансировании и с жёсткими параметрами игры получились плохонькими.
В США пропагандистско-патриотические игры вполне получаются, но не за государственный счёт. У них и фильмы таким духом проникнуты, воспринимается нормально.
Наши депутаты тоже время от времени вспоминают, что вот есть же инструмент патриотического и вообще правильного воспитания, никак не задействованный. На днях снова вспоминали, говорили о создании игр по госзаказу. Может быть, что-то и получится.
Политические игры разработчиков и издателей
Разработчики и издатели видеоигр играют в свои политические игры. Да, сегодня в первую очередь это касается того, как Steam, Rockstar Games, ЕА, Activision Blizzard, Microsoft и иже с ней ушли, хлопнув дверью. «Уход» игровых компаний – явный политический демарш. Неизвестно, будут ли финансовые потери ушедших значительными: по непроверенным данным, доход от пользователей из «покинутых» стран составлял менее 10 % прибыли, но в любом случае это демонстрация политических взглядов руководства компаний. А заодно (или даже в первую очередь) это реклама, потому что демарш осуществлён громко.
Но задолго до этих событий появились тревожащие признаки: крупные разработчики один за другом стали вливаться в мейнстрим …эмм, как бы это сказать… политкорректности. Нет, пока ещё нет того треша, как с киноиндустрией: фильмам, чтобы их признали ценными, наградили и погладили по головам создателей, нужно предъявить набор политкорректностей (каких, не уточняем, чтоб под раздачу не попасть), играм – пока ещё не нужно.
Пока ещё влияние политики на видеоигры минимально. А в самих видеоиграх есть всё. В том числе и политика.