- Тебе час на то, чтобы собрать вещи. На развод я сам подам – мужчина деловито пересчитывал денежные купюры на столе.
Минутой ранее он спросил Тому об остатке суммы денег, что выделялась им ежемесячно на питание. Муж бы и не заинтересовался, но вечером, неожиданно, обнаружилось, что закончился его любимый кофе. Женщина не доглядела. Тома так хотела купить себе теплый спортивный костюм для работы в огороде, с капюшоном, с высокими манжетами на штанах и кофте, что старалась экономить на мелочах, чтобы набрать необходимую сумму быстрее. Осталось совсем немножко, и скоро бы костюм согревал Тому на огороде во время работ, и она была бы счастлива. Но она упустила из вида пустую банку из-под кофе.
----
Тома вышла замуж за Бориса рано, в 18 лет. У него уже был сын Виталик от первой жены. Жена умерла, Борис уже год, на тот момент, как был вдовцом с маленьким сыном на руках. Растить ребенка помогала его мама, но мужчине нужна была жена. И Тома прекрасно подошла на эту роль: молодая, тихая и покорная, невинная, хорошенькая на внешность и из семьи бедных и часто выпивающих родителей. Мужчина быстро завоевал любовь девушки, даря ей подарки, оказывая знаки внимания, и почти сразу озвучив Томе: если выйдешь за меня замуж – ни в чем нуждаться не будешь. На работу выйти не позволю – будешь заниматься только мной, домом, ребенком, огородом. Мать моя всему научит, поможет. Будешь ходить в золоте.
Борис сдержал свое слово: Тома никогда не работала вне дома, только пахала как ломовая лошадь бесплатно, всю жизнь, не выходя со двора. И да, у нее было несколько золотых украшений, только она их никогда не носила – а для кого? Кто ее видел во дворе и на огороде. Никто. Тома почти никуда не выходила. Так, по необходимости: в ближайший магазин за хлебом, на почту, раз в неделю на рынок за продуктами. Своих денег у нее никогда не было. Финансами заведовал муж и выделял деньги строго с последующим отчетом о тратах. А хотелось разных женских мелочей. Вот Тома и экономила, как могла. Обычно эти суммы были очень малы и никак не отражались на семье. Просто иногда хотелось что-то купить себе самой самостоятельно, не спрашивая разрешения, и не прося денег у мужа.
-----
- Как я уйду? А дети? – растерянно произнесла Тома.
- Сыновья останутся со мной. Это их дом. Я им отец. А ты возвращайся туда, откуда я тебя взял.
- Это из-за кофе? Из-за денег? – все еще не веря в серьезность слов мужа, произнесла женщина.
- Из-за всего. Твое время проживания в этом доме вышло – мужчина закончил стопочками складывать деньги. Поднял глаза на жену и произнес жестко и холодно:
- Просто уходи.
----
Тома зашла в давно пустующий холодный дом своих родителей. Их обоих уже давно нет в живых. Лежа на старом диване под одеялом, так и не раздевшись, женщина тихонько подвывала, глотала слезы, борясь с подступившим страхом: как она будет жить теперь? На какие деньги? Как будет видеться с Виталиком и со Степкой. Виталику уже 17 лет, ее Степке 14. Мальчики взрослые, но как они теперь без матери. Проплакав до утра, Тома встречала день совсем разбитой. Походив по дому, женщина увидела весь масштаб трагедии: дому нужен ремонт, для тепла в доме нужны дрова.
Решив для себя, что как-то все уладится, Тома съездила в город, сдала все золото, купила продуктов, обои, клей, краску, свежий комплект постельного белья, посуду. Заказав такси, с помощью водителя, Тома погрузила все покупки в багажник машины, и уже в более спокойном состоянии возвращалась домой. К себе домой.
- А что ж вы без помощников? Столько покупок в одни руки – спросил водитель такси. Мужчина был упитанным, крупным, с большими руками и доброй улыбкой на лице.
- Так получилось. Помощников нет – не особо желая разговаривать, ответила Тома.
- А муж? Дети?
- Я сама живу – и зачем-то добавила – со вчерашнего вечера.
Мужчина на секунду отвернулся от дороги и глянул на Тому.
- Меня выгнали из дома.
Тома сама не знала, почему откровенничает с незнакомым человеком, но язык продолжал говорить.
- Я даже толком не поняла: почему и за что. Вроде бы как из-за денег, или из-за кофе, что закончился, а я не уследила. А может еще из-за чего. Я честно не знаю.
Мужчина следил за дорогой и хмурил брови.
- А работа есть? – спросил после недолгого молчания.
- Нет. Я никогда нигде не работала. Муж не позволял.
- Работа нужна – задумчиво ответил мужчина.
Тома сидела тихо и смотрела в окно на мелькающие деревья, машины, прохожих.
- У меня сестра занимается цветами. Ей нужен продавец. Не хотите попробовать? У нее очень маленький магазинчик и она справлялась сама, но она уже скоро должна родить ребенка и ей тяжело. Я думаю, вы быстро научитесь – мужчина опять посмотрел на женщину, сидящую рядом на пассажирском сидении.
- Спасибо. Конечно я с радостью. Только где это? – сильно волнуясь, спросила Тома.
- Недалеко от рынка, от того места, где я вас забрал. Автобусная остановка там прямо рядом. Вот вам моя визитка. Если решитесь – позвоните и я вас познакомлю с сестрой…
Тома наводила порядки в стареньком доме. Ей привезли дрова. Обои уже украшали стены, на окнах висели чистые занавески, печка топилась. Дом постепенно становился уютным.
Вот уже два месяца женщина работает в цветочном магазине. Домой возвращается поздно. За эти два месяца она получила развод. Ни разу (не считая дня развода), она не видела сыновей. В тот день мальчики выглядели грустными, но к матери не кинулись, и изъявили в суде желание остаться жить с отцом. Борис выкинул ее из своей жизни легко. Видимо не сожалея и не мучаясь совестью. Тома догадывалась, что сыновья побаиваются отца и поэтому не приходят хотя бы навестить мать в ее теперешний дом.
Время шло. Прошла зима. Наступила весна. Тома ухаживала за своим двором, огородом, поправляла заборы, сажала цветы, ездила каждый день на работу. Она потихоньку привыкла жить сама. Уже не так много плакала. Знала, что у сыновей все хорошо, они учатся. Ни в чем не нуждаются. Борис привел в дом новую жену. Оказалось, что Тому никто не ценил, видимо никогда не любил. От этого было грустно. И вот одним весенним утром женщина решила скинуть с себя все тревожные мысли и успокоилась тем, что, если она будет нужна детям – они знают, где ее искать. А Борис пусть живет, как хочет – она его простить не может, но и обратно не хочет, даже если бы и позвал.
Тома поменяла себе гардероб, выкинув все вещи, что связывали ее с прошлым. Сделала себе стрижку, покрасила волосы. Теперь, даже дома, она ходила в новых, удобных, красивых вещах. Женщина расцвела. Успокоилась. Наладила свой быт. Работа ей очень нравилась.
В одно июньское утро в окно постучали. Выглянув, Тома увидела сына Степу. Мальчик стоял взволнованный и постоянно оглядывался. Расцеловав сына, Тома завела его в дом, усадила за стол и стала расспрашивать, как живется ему с отцом и мачехой.
- Мам, я к тебе хочу. Забери меня. Отец все деньги считает. Мачеха его какими-то чаями да настойками поит. Он спит много, а когда просыпается, орет на нас с Виталиком. Она ему жалуется на нас постоянно. Мы ничего такого не делаем, она все придумывает, а он ей верит. Виталику повестка в армию пришла, а я один там оставаться не хочу.
Сын нервно тер ладошки друг об дружку.
- Прости нас, мам. Отец не хочет, чтобы мы к тебе ходили. Я убежал, пока он спит.
- Я ему как-то сказал, что к тебе хочу, а он сказал, что ты меня не прокормишь. Сказал, что если бы у тебя был муж, то он бы меня отпустил.
Женщина печально смотрела на сына.
- Я что-нибудь придумаю, если ты действительно хочешь жить со мной.
Степа подскочил на стуле и обнял Тому за шею.
- Мам, честно, честно хочу к тебе. У тебя так хорошо. С тобой так спокойно.
Женщина вытерла слезы, расцеловала своего ребенка, пообещав, что скоро они будут вместе.
Тома оформила фиктивный брак с братом своей работодательницы. Таксист Андрей Семенович, что в первый день жизни без Бориса вез ее домой с рынка, согласился, не раздумывая, на брак с Томой. Женщина продала свой дом и купила на вырученные деньги крошечный домик на окраине города: подальше от бывшего мужа и поближе к своей работе. Степа перевелся в другую школу. Через год, плавно и незаметно, фиктивный брак Томы и Андрея Семеновича перестал быть фиктивным.
Еще через год от Бориса ушла жена. Незадолго до ее ухода их дом обокрали, пока Борис спал. Ни денег, ни злоумышленников так и не нашли. Его сын Виталий остался служить в армии по контракту, и к отцу не вернулся.
Андрей Семенович хотел забрать в свой дом Тому и Степу. Женщина не согласилась, объяснив, что хочет жить на своей территории, боясь, что когда-нибудь ее опять выгонят. Андрей Семенович не стал спорить со своей любимой женщиной и начал строительство нового дома на ее земельном участке. Через два года семья переселилась в новый дом. В будущем, на большие праздники в дом Андрея и Томы приезжал со своей семьей Виталик.
О Борисе никто в этой семье никогда больше не вспоминал, и не говорил.
Здравствуйте мои дорогие читатели! Спасибо, что вы со мной))) Поставьте лайк, если понравилась история. Мне будет очень приятно. Всем хорошего дня, весеннего настроения)))
Путеводитель по каналу можно посмотреть здесь