Понятие потребности является первичным для всех экономических, социологических и психологических наук. Можно утверждать, что человек есть то, что он хочет, или человек таков, каковы его потребности.
Основные проблемы анализа потребностей состоят в установлении их состава, иерархии, границ, уровней и возможностей удовлетворения. Эти проблемы тесно взаимосвязаны. В частности, как будет показано ниже, иерархия потребностей во многом обусловлена уровнями их удовлетворения.
СОСТАВ
При классификации потребностей, как и при любой другой классификации, должно, прежде всего, соблюдаться требование полноты. Это означает, что каждый элемент анализируемого множества должен быть отнесен к той или иной группе. В рассматриваемой задаче выполнение этого условия затруднено тем, что полный перечень потребностей человека установить практически невозможно.
В настоящее время основной считается классификация, предложенная американским психологом А. Маслоу. Он выделяет пять групп потребностей: физиологические, безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализации (самовыражения). Эти группы составляют иерархическую структуру, т. е. предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены. Такую схему обычно изображают в виде пирамиды или лестницы потребностей.
В классификации К. Альдерфера выделяется три группы потребностей: существования, связи и роста. Потребности существования соответствуют первым двум группам потребностей Маслоу; потребности связи — третьей и четвертой группам; потребности роста — пятой группе. Данная схема, как и схема Маслоу, имеет иерархическую структуру. Но у Альдерфера "переключение" потребностей идет не только снизу вверх, но и в обратном направлении.
Д. МакКлелланд выделяет потребности достижения, соучастия и власти.
Эти потребности не имеют иерархической структуры, они взаимодействуют в зависимости от индивидуальной психологии человека.
При классификации потребностей, как и при любой другой классификации, должно прежде всего соблюдаться требование полноты. Это означает, что каждый элемент анализируемого множества должен быть отнесен к той или иной группе. В рассматриваемой задаче выполнение этого условия затруднено тем, что полный перечень потребностей человека установить практически невозможно.
Во многих классификациях, в том числе наиболее известных, требование полноты не соблюдено так, в схемах Маслоу, Альдерфера и МакКлелланда нет групп, к которым можно было бы отнести потребности в свободе, вере, духовном совершенствовании и др.
ИЕРАРХИЯ
Важным аспектом анализа потребностей является их иерархия. Она объективно обусловлена прежде всего тем, что условием возникновения интеллектуальных и духовных потребностей является функционирование физиологических систем человеческого организма. Однако многие авторы эту зависимость абсолютизируют. Схема Маслоу часто излагается так, будто потребности в творчестве и других факторах самореализации могут появиться только после полного удовлетворения всех остальных потребностей.
Некоторая последовательность в удовлетворении потребностей, несомненно, существует, однако ее нельзя считать одинаковой для всех людей. Известны факты, когда потребность в творчестве и духовном совершенствовании становилась доминирующей не после удовлетворения всех остальных потребностей (физиологических, причастности, признания и т. д.), а по существу, на грани выживания, когда еще не удовлетворены были основные потребности в пище, жилье и безопасности.
Современная биология и психология рассматривают высшие духовные и социальные потребности (в том числе потребности в творчестве и альтруистических действиях) как результат эволюции. Эти потребности направлены на приспособление человека к окружающей среде, обеспечение преемственности поколений и устойчивости общества.
По поводу господствующих представлений об иерархии потребностей можно сделать два замечания.
Во-первых, идея иерархии потребностей была известна задолго до А. Маслоу. В частности, А. Маршалл приводит следующую цитату из Бенфилда: «Первое положение теории потребностей гласит, что удовлетворение каждого низшего вида в шкале потребностей порождает желание удовлетворить более высокую потребность».
Во-вторых, в книгах и статьях Маслоу подчеркивается относительность иерархии потребностей, ее обусловленность индивидуальностью людей, целями, которые они считают для себя основными.
Опыт показывает, что иерархия потребностей преимущественно индивидуальна. Общим можно считать лишь то, что удовлетворение физиологических потребностей — необходимое условие формирования всех остальных потребностей. Однако уровень удовлетворения этих потребностей, с которого начинают формироваться другие потребности, зависит от индивидуальных особенностей человека.
ГРАНИЦЫ
Теперь поговорим про проблему границ потребностей.
На первых страницах книг по основам экономической науки обычно постулируется, что таких границ не существует.
Тезис о безграничности потребностей обычно рассматривается как некая аксиома, из которой выводится необходимость рационального использования ограниченных ресурсов, что, в свою очередь, предопределяет предмет экономической науки.
Несомненно, что не имеют границ духовные потребности человека, его стремление к знаниям, развитию и применению своих способностей. Что же касается материальных потребностей, то их безграничность нельзя считать очевидной. В мире вещей желания разумного человека с самым богатым воображением достаточно конкретны.
Иногда безграничность потребностей выводят из технического прогресса. Но, создавая новые товары и услуги, он, в конечном счете, выражается в росте среднедушевого потребления энергии и других ресурсов природы. Их количество ограничено и постоянно уменьшается.
УРОВНИ
Можно выделить следующие основные уровни удовлетворения потребностей:
- минимальный;
- базовый;
- уровень роскоши.
Минимальный уровень удовлетворения потребностей существования обеспечивает выживание человека.
Базовый (нормальный) уровень обеспечивает возможность появления значимых интеллектуальных и духовных потребностей. Этот уровень может быть определен как субъективно, так и объективно. В первом случае критерием достижения базового уровня считается время, которое человек занят мыслями об удовлетворении потребностей в пище, одежде, жилище и безопасности.
Уровнем роскоши предлагается считать такой, при котором удовлетворение потребностей существования выше базового уровня становится самоцелью и/или средством демонстрации высокого общественного положения. На уровне роскоши человек «живет, чтобы есть, а не ест, чтобы жить».
Приведенные уровни, разумеется, не исчерпывают всех ступеней удовлетворения потребностей существования. В качестве иллюстрации можно привести данные о «возвышении» потребностей в Германии после второй мировой войны.
ВОЗМОЖНОСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
По мере удовлетворения потребностей человек испытывает приятное возбуждение и прилив энергии. А при возбуждении он автоматически фокусируется на объекте раздражения.
При получении желаемого снижается уровень мотивации, теряется необходимость и интерес к удовлетворению потребности повторно. Все это приводит к возникновению новых потребностей для поддержания тонуса.
Каждая ступень желаний заложена в нас генетически и входит в систему ценностей, как иерархических так и социальных.
На каждой ступени иерархии потребностей имеется порог насыщения. При перенасыщении в первое время ощущается эмоциональный подъем и прилив сил, который может обернуться выгоранием и потерей интереса ко всему. Для повышения энергетического уровня необходима постановка новых целей и задач и переход на другой уровень желаний.
Гармоничное развитие личности невозможно без удовлетворения потребностей. Игнорирование физиологии может привести к болезням, а неудовлетворенность высших потребностей - к неврозам, внутренним конфликтам и психологическим проблемам.
Таким образом, можно сказать, что потребности являются движущей силой жизни многих людей. В стремлении к их удовлетворению человек достигает определенных высот и движется все дальше, удовлетворяя все новые и новые потребности.