Найти тему
ПроАвтобизнес

Россию ждет «поворот на Восток 2.0», или китайское «сердце» российского автомобиля

Еще семь-восемь лет назад в период 2014-2015 гг. после того как Западом  были приняты первые санкции, в отечественной автомобильной прессе стал культивироваться курс «разворота на Восток». Под «Востоком» имелась ввиду не Южная Корея, и не Япония, а Китайская Народная Республика.

Наш канал решил посмотреть и оценить насколько нам удался этот «разворот на Восток», поскольку сегодня, этот вопрос стал архиважным для того, чтобы сохранился и российский авторынок, и самое главное отечественная автомобильная промышленность.

Начнем несколько издалека. Не секрет, что в профильном министерстве, отвечающем за развитие российского автопрома, лет 10-15 назад были сильны антикитайские настроения.  Считалось, что китайские автоконцерны не такие желанные  у нас по причине их невысокой технологичности, в сравнении с европейскими, японскими или корейскими автоконцернами. Поэтому зеленый свет на российский авторынок им не давался. Даже когда китайский автопром технологически подтянулся, в недавний период 2018-2019 гг, во время массового подписания инвестиционных контрактов с зарубежными автопроизводителями (так называемые СПИКи), в списках не было ни одной китайской компании. И лишь после того, как китайский автопроизводитель Haval построил и запустил завод в Тульской области, с ним был подписан СПИК, четырнадцатый по счету.

Но сегодня остановимся вот на каком аспекте сотрудничества с китайскими партнерами. Хорошо известно, что «пламенное сердце» многих моделей российских грузовых автомобилей, спецтехники и автобусов доставляется из Китая. А наши соседи из Республики Беларусь пошли еще дальше – они под Минском построили моторный завод в партнерстве с компанией Weichai для того, чтобы комплектовать МАЗы этими китайскими силовыми агрегатами.

НефАЗ в Казани с китайским "сердцем"
НефАЗ в Казани с китайским "сердцем"

Этот китайский моторостроитель является также партнером российского КАМАЗа. Дело в том, что у китайцев хорошие моторы, работающие на компримированном и сжиженном газе. Ими оснащаются автобусы НефАЗ, а также грузовики КАМАЗ. Дело в том, что по национальному проекту «Безопасные и качественные дороги 2.0», средства на обновление подвижного состава пассажирского транспорта выделяются из федерального бюджета. В правилах БКАД 2.0 прописан только экологически чистый транспорт, работающий на газе. И потому все чаще победителем выходит автобус НефАЗ-5299-40-57, работающий на компримированном природном газе, в качестве силового агрегата здесь двигатель Weichai WP7NG 260E51.

А вот другой российский автопроизводитель «Волгабас» на аналогичные модели городских автобусов устанавливает моторы Yuchai YC6L280N-52.

-3

Китайское «сердце» российской «Газели»

Интересная картина сотрудничества с китайскими партнерами и в производстве грузовиков. Вот уже 11 лет на конвейер Горьковского автозавода Группы ГАЗ с пекинского завода ведутся поставки двигателей Cummins ISF 2.8. Таких «Газелей» продано уже более 200 тысяч единиц. В предыдущие годы в зависимости от спроса и ситуации на рынке, в год выпускали от 25 до 35 тысяч нижегородских LCV с дизелями Cummins. Почему нет аналогичного отечественного двигателя? В Группе ГАЗ всегда отвечали, что сколько не старайся, аналогичный мотор российского производства будет дороже по себестоимости.

На самом деле Cummins ISF 2.8 не совсем китайский. Его серийное производство развернуто на заводе Beijing Foton Cummins Engine Company Limited (BFCEC). Это совместное предприятие китайского Foton и американской корпорации Cummins, расположено в Пекине. 

И тут есть весьма серьезный риск. Недавно, как известно, на СП «Камминз КАМА» в Набережных Челнах было приостановлено производство. А вот ждет ли запрет поставок в Россию силовых агрегатов из Пекина?

Cummins ISF 2.8
Cummins ISF 2.8

Но в данном случае можно быть спокойным, ведь в ОТТС помимо Cummins записан и другой двигатель Huadong (HD). Это тот же самый Cummins ISF только серого цвета, а не традиционного красного «камминсовского».

Интересно, что тренд «разворота на Восток» был осуществлен при подготовке новой трехтонки Группы ГАЗ – Валдай Next. Идея заключалась в том, чтобы сделать автомобиль с новыми потребительскими качествами для городских перевозок. И если кабину взяли от китайского автомобиля Foton Ollin CTS, то шасси от Газон Next. А двигатель все тот же Cummins ISF 2.8 с того самого пекинского завода.

Валдай Next с китайской кабиной и силовым агрегатом
Валдай Next с китайской кабиной и силовым агрегатом

И в заключении, вспомним, что в дивизион Группы ГАЗ входит Ярославский моторный завод (правда, сегодня половина акций ярославского предприятия у Объединенной машиностроительной группы (ОМГ) Дмитрия Стрежнева), который выпускает дизельный двигатель ЯМЗ-653. Это не что иное как старый лицензионный Renault dCi11, который сняли с производства в 2007 году, когда грузовое подразделение Renault вошло в состав шведской Volvo Trucks. Интересно отметить, что компоненты для этого силового агрегата производятся в Китае и поставляются к нам.

В данном материале вскрыт только небольшой срез связей между российским автопромом и Китаем. Это только начало цикла материалов на эту тему.

Уважаемые читатели что вы думаете по данному вопросу? Пишите в комментариях.

источник