Найти в Дзене
С любовью из России

Артур Рострон: капитан "Карпатии", спасавший пассажиров "Титаника"

Есть люди, которые выполняют свои прямые обязанности и попутно совершают подвиги, спасая сотни жизни. Один из таких героев – Артур Рострон, в 1912 году бывший капитаном лайнера "Карпатия", того самого, который первым прибыл на место крушения печально знаменитого "Титаника". Чисто технически он мог не выходить на подмогу попавшим в беду пассажирам и членам экипажа терпящего бедствия судна, однако наплевал на все и развернул свой пароход, чем избавил от неминуемой смерти более 700 живых душ! Человек моря Рострон был одним из тех людей, который любил море с самого детства. Так, в 1882 году он, будучи тринадцатилетним юнцом, впервые вышел в океан на британском линкоре "Конвей", а потом поступил в королевскую школу военно-морского флота. Есть сведения, что он мечтал быть военным моряком, водить в бой боевые грозные суда, однако судьба распорядилась так, что большую часть жизни Артур командовал кораблями гражданскими – как пассажирскими, так и грузовыми. Впрочем, не сказать, что он сильно пе
Оглавление

Есть люди, которые выполняют свои прямые обязанности и попутно совершают подвиги, спасая сотни жизни. Один из таких героев – Артур Рострон, в 1912 году бывший капитаном лайнера "Карпатия", того самого, который первым прибыл на место крушения печально знаменитого "Титаника". Чисто технически он мог не выходить на подмогу попавшим в беду пассажирам и членам экипажа терпящего бедствия судна, однако наплевал на все и развернул свой пароход, чем избавил от неминуемой смерти более 700 живых душ!

Капитан "Карпатии" Артур Рострон с командой
Капитан "Карпатии" Артур Рострон с командой

Человек моря

Рострон был одним из тех людей, который любил море с самого детства. Так, в 1882 году он, будучи тринадцатилетним юнцом, впервые вышел в океан на британском линкоре "Конвей", а потом поступил в королевскую школу военно-морского флота. Есть сведения, что он мечтал быть военным моряком, водить в бой боевые грозные суда, однако судьба распорядилась так, что большую часть жизни Артур командовал кораблями гражданскими – как пассажирскими, так и грузовыми.

Впрочем, не сказать, что он сильно переживал по этому поводу, службу свою любил и нес ее со всей ответственностью, за счет чего и стал героем своего времени (да и нашего в каком-то смысле тоже). К 1912 году стал капитаном той самой "Карпатии", будучи уже опытным капитаном, сменившим около пяти судов, и встал на регулярную рейсовую линию между Хорватией и Нью-Йорком. Как раз во время такого рейса и пришел сигнал бедствия с "Титаника", на который легендарный капитан отреагировал быстро и безапелляционно.

-2

Спасение утопающих

Около полуночи в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года "Карпатия" получила сигнал бедствия с тонущего "Титаника". Услышан он был по чистой случайности – сам капитан отправился спать, а радист сначала не придал особого внимания пищащим наушникам, лежавшим на столе, а потом, все-таки, прослушал сообщение. Сразу разбудил Артура, после чего тот моментально отдал приказы:

  • разворачиваться и набирать как можно более высокую скорость (до места крушения было порядка 93 километров, и на счету каждая минута);
  • отключить все приборы, которые потребляют топливо и электричество, включая отопление (кроме кухни);
  • на кухне приготовить максимум порций горячего бульона и напитков для пострадавших.

Казалось бы, он просто выполнил свой долг, но мало ли было капитанов, находившихся в ту ночь ближе к "Титанику", чем "Карпатия", которые слышали сигнал бедствия, но ничего не предприняли? Есть и такие, и немало, но реально на выручку пошел только Рострон.

К месту катастрофы "Карпатия" подошла только утром – команда обнаружила шлюпки, дрейфующие по водной глади, взяли на борт чуть более 700 человек, сразу оказали пострадавшим медицинскую помощь, отогрели, накормили.

Не удалось спасти только одного пассажира – он умер уже на борту лайнера-спасителя. После оказания первой помощи жертвам кораблекрушения, Рострон вышел на связь с представителями компании White Star Line, которой принадлежал "Титаник", и договорился с ними о доставке выживших в порт Нью-Йорка.

Интересно, что после этого Рострона некоторые люди обвиняли в промедлении, но он и так совершил подвиг – выжал из медлительной "Карпатии" аж 17 узлов, в каком-то смысле нарушив законы физики!

Артур Генри Рострон и непотопляемая Молли Браун
Артур Генри Рострон и непотопляемая Молли Браун

После "Титаника"

После спасения людей с легендарного лайнера Артур Рострон стал знаменитым человеком, но не зазнался. Даже когда выжившие пассажиры вручали ему почетный кубок «Любви», он лишь скромно и смущенно улыбался. Как ни крути, а завышенной самооценкой никогда не отличался.

И, разумеется, не ушел с морской службы – в годы Первой мировой войны командовал корабельными госпиталями, потом снова перешел на гражданскую службу, встав у штурвала "Мавритании" (кстати, во время войны этот лайнер был госпиталем под его же командованием, но потом вышел перерыв), периодически водя в рейсы "Аквитанию", а в 1931 году ушел в отставку, написав мемуары под названием «Главное в море». Скончался капитан-спаситель в 1940 году от воспаления легких.

Источники:

https://minthost.ru/istoriya/paroxod-karpatiya-i-kapitan-rostron.html

https://news.myseldon.com/ru/news/index/250459800

https://ria.ru/20111129/494805441.html