Найти тему

Три типа СТМ (собственная торговая марка)


Если говорить удобным для меня языком классификаторов, то СТМ можно раскидать на три типа.

1. Демпинговые СТМ.

Излюбленный тип СТМ, служащий для роста доли СТМ в общем товарообороте Сети в публичных отчетах. Самый дешевый товар в категории под какой-то из марок Сети. Например, сахар, мука, растительное масло, макароны. Основную долю внутри общих продаж всех СТМ занимают именно эти демпинговые позиции. Самые дешевые и самые низкие по качеству – сами Сети это признают. Одна проблема – на них нет маржи. Или маржи этой недостаточно. Значительная часть этих позиций бессмысленна, у нас в стране проще тендерить производителей и ставить на полку noname по многим из этих товаров, чем держать запас этикетки у одного производителя. Никто вам никогда не расскажет, какова будет доля СТМ в общем по Сети, если убрать из этой доли СТМы типа 1.

2. СТМ под бренд.

Качество бренда с ценой ниже бренда. Насколько ниже – напишу позже. Хороший, броский дизайн. Должно быть — аналогичное бренду качество, действительно неплохое. Такой тип СТМ – основа немецких дискаунтеров, Бедронки и многих других европейских сетей дискаунтеров.
А какая проблема у нас — в красивой упаковке под бренд в нашей стране делаются СТМ типа 1 (демпинг). В лучшем случае, начинается все с нормального качества, но постепенно скатывается в тип 1. В итоге, получаем отвращение от покупателей.
Теперь по поводу цены на эти позиции – на мой взгляд, ставить их нужно по акционной цене бренда (плюс минус дельта, в зависимости от особенностей категории). Благо в нашей стране соседство стратегий EDLP и Hi-Low для брендов неприемлемы. Везде царит Hi-Low (на то тоже есть причина, но все уместить в одном посте не получится). Так вот, имея Hi-Low, мы имеем прекрасный инструмент регулирования ценообразования по СТМ типа 2. Позиции с качеством бренда ставим по средней акционной цене бренда. Осталось их только правильно создавать.

3. СТМ с качеством выше бренда.

Единицы делают эти позиции. Единицы из Сетей. В целом, это почти весь Вкусвилл, это часть позиций в Metro. Дальше даже вспоминать сложно. А ведь у того же Вкусвилла - это основа матрицы. И запущенное под их маркой «Масло зародышей пшеницы»,«Пуаре», «Безглютеновое печенье» дают и выручку, и маржу. Эти позиции уникальны тем, что их сравнить не с чем. У брендов нет такого товара. А если есть (к примеру, «Кукуруза Бондюэль молодая», да простят меня их маркетологи), то он значительно дороже. По какой цене можно продавать такой тип СТМ – по регулярной цене бренда (также плюс-минус дельта) если есть аналог и! практически по любой, если аналога нет. Представляете сколько там будет маржи особенно при достаточной загрузке мощностей производителя.


#фермерцентр #ритейл #франшиза #франшизы #торговаямарка #закупки #покупатели #магазин #продуктовыймагазин #свойбизнес #новосибирск #франчайзи #бизнес #предприниматель #стартап #идеядлябизнеса #развитие