Поговорим о роли случая в нашей жизни. Но сперва попытаемся его зафиксировать. Посмотрите на картинку к посту. На каком рисунке – верхнем или нижнем – показана случайная последовательность чередования белых и черных квадратиков?
В эксперименте Гиловича 68% ответили, что на нижнем. Ведь случайность должна быть случайной. А эта - на верхнем рисунке - какая-то подозрительная. Хотя правильный ответ – именно верхний.
Людям интуитивно – и неверно – кажется, что случайность заключается в чередовании вероятных исходов. Хотя на практике реальность состоит из случайных скоплений одинаковых вариантов. Можете убедиться лично – подбросив 50 раз монетку. Именно так и получили случайный ряд на картинке.
Совет мошенникам. Наивысшее ощущение случайности возникает, когда вероятность появления второго варианта составляет 70-80%. Если же белый следует за черным в 90% случаев – то опять подозрительно. Слишком ритмично.
Так как люди ошибаются в ощущениях «случайности», существует шикарный способ ловить подтасовки. Так, согласно закону Бенфорда, в наборе случайных чисел, взятых из реальной жизни, с 30% вероятностью на первом месте будет встречаться цифра 1. А цифра 9 — лишь в 5% случаев.
А вот придумывая данные, люди подсознательно предпочитают ставить свои любимые числа, использовать убывающие пары чисел (например 43, 72), меньше употреблять одинаковые цифры (77, 44). В общем – не думают, какая цифра на первом, втором и так далее местах будет выглядеть по-настоящему случайной.
Сравнивая теоретическое и реальное распределение можно быстро определить факт специального вмешательства - проверять продажи, инвестиционные показатели, транзакции, управленческую и операционную отчетность.
Для тех, кто хочет попрактиковаться в сопоставлении теоретических и реальных распределений - выложил на своем сайте простую exсel-модель и расширенную версию Миллера и Нигрини.
© Николай Молчанов, МГУ, кандидат психологических наук, Executive MBA в INSEAD, 20 лет в strategy&marketing, автор концепции психологической инженерии бизнеса
подкаст: https://music.yandex.ru/album/20154137
Моя книга "Человек покупающий и продающий" - все что важно знать о связи психологии и бизнеса.
Купить - OZON, Labirint, Читай-Город, Book24, Litres, книжный магазин за углом и торренты