Наполеон Бонапарт говорил, что «Четыре газеты могут причинить врагу больше зла, чем стотысячная армия». Роль средств массовой информации генерал понимал буквально так; «Мы должны управлять общественным мнением, а не рассуждать о нем». Формируя свой имидж новоиспеченный император не гнушался дезинформации. Ради разрушения репутации противника, не останавливался на банальной лжи. Сейчас ложь называют фейками и слава богу, за них стали наказывать. К сожалению, Закон обещает карать только за вражеские информационные нападки на современную армию. Между тем, военная история тоже нуждается в защите.
Возьму для примера тему военных лыжников. Недавно одна дама обратилась ко мне с просьбой проконсультировать её по вопросу отдельных лыжных батальонам, которые создавались в Молотовской (Пермской) области в 1941-42 гг. Нужно, мол, ей провести викторину со школьниками, и в связи с этим, желательно проверить информацию, найденную в интернете.
Почитал я присланный текст, и огорчился. Всё там не верно, одни ошибки: начиная с количества ОЛБ, заканчивая их номерами, временем и местом их боевого использования.
Почему так? Да потому что история отдельных лыжных батальонов – это «белая» страница ВОВ. А сеть Интернет – это вообще сомнительный источник информации, правды там мало, а фейков предостаточно.
Чего там только нет!
Фейк № 1: Военные лыжники во время ВОВ были диверсантами.
Я сомневаюсь: не могу себе представьте размер армии, в которую входят 250 тысяч одних только лыжных диверсантов.
Правда: Отдельные лыжные батальоны – были хорошо вооруженной, подготовленной, мобильной пехотой. Прообразом – штурмовых отрядов. Недаром в военкоматах и в лыжбат и в десант принимали в одном кабинете.
Фейк № 2: Отдельные лыжные батальоны формировались из спортсменов и охотников, и, почему-то, из матросов Тихоокеанского флота.
Я сомневаюсь: где можно было набрать 250 000 спортсменов и охотников даже в такой большой стране, как СССР?
Правда: В лыжные части призывников отбирали строго, в результате отсеивался классово чуждый элемент: дети кулаков, ссыльные, переселенцы и т.д. Отбраковывали и по национальному признаку (не брали западных украинцев, западных белорусов, прибалтов и т.д.) Старались брать молодых – даже 1923 года рождения, но в строй попадали 30-ти и даже 40-летние. Дело в том, что резервы личного состава к этому времени были практически исчерпаны, лучших солдат уже направили на фронт, поэтому в лыжники брали любого из оставшихся, кто подходил под требования, главное из которых было умение ходить на лыжах.
Фейк № 3: Бойцы отдельных лыжных батальонов – могли сутками идти на лыжах, месяцами ночевать в снегу, неделями не есть и т.д.
Я сомневаюсь: Такие нечеловеческие нагрузки можно было выдержать несколько дней, во время выполнения задания в тылу противника, но не несколько месяцев подряд.
Правда: Военные лыжники были хорошо физически и морально подготовлены и представляли собой элиту сухопутных войск. Не смотря на это они были обычными людьми. Такими же, как мы. И тем больше должна быть степень нашего уважения к ним.
Главный фейк: Военные лыжники погибли зря потому, что их не правильно использовали в бою командиры разного ранга, среди которых, разумеется, были бездари и пьяницы. В своей книге Николай Никулин описывает нечто подобное: « …И вот, без разведки, без прикидки, скомандовал пьяный генерал лыжникам: «Вперед!! Взять деревню!» И батальон стремительно, с разгону, с воплем: «Уррррааааа!!!» выскочил на поле перед деревней. Метров двести скользили лыжники вперед, как бы по инерции, а через десять минут на снегу лежали одни трупы. Батальон погиб. Раненых, которые шевелились, немцы добивали из своих укрытий. Притаившиеся вскоре замерзли. Выползти никто не смог. Санитары не отваживались выйти на поле, а те, кто попытался, были убиты...»
Я сомневаюсь: Изучая историю отдельных лыжных батальонов я еще ни разу не нашел факта гибели лыжников подобного тому, что описал Н. Никулин. Сам он этой атаки не видел, рассказал об ней со слов незнакомца, встреченного возле солдатского костра в конце войны. Не известен ни номер батальона, ни фамилия командира и генерала, ни точное место, где, якобы, проходили эти трагические события.
Правда о бойцах и офицерах Лыжбата состоит в следующем. Они не были сверхчеловеками, о которых строчат в интернете безусые хипстеры, передирая из одного реферата в другой мифы об охотниках, спортсменах и (почему-то?) матросах Тихоокеанского флота, способных месяцами спать в сугробе, как Йети. Всё это – из области сказок про снежного человека. Кто им верит, пусть сам попробует зимой пожить в лесу.
Лыжбатовцы были просто людьми, но людьми сильными, смелыми, решительными. Им выпала нелегкая солдатская судьба. Они с нуля, в чистом поле строили себе военные городки, первое время спали на голой земле и ели под открытым небом. Потом осваивали военные лыжи и тактику боевых действий этих войск. Испытывали нехватку всего: продовольствия, оборудования, вооружения, обмундирования, инструкторов лыжной подготовки, младших командиров и офицеров, способных командовать спецчастями. На фронте они часто отдыхали в шалашах, или других наскоро построенных укрытиях, не имея возможности не только сходить в баню, но даже сменить бельё. Максимум удобств было – переобуться возле костра. И всё время были бои, бои, и бои. Многокилометровые лыжные переходы, обходные маневры, проникновение в тылы врага. Как самых лучших, их всегда ставили на острие атаки, посылали в самое трудное место. Бывало один батальон в течении месяца был придан поочередно трём-четырем дивизиям, или бригадам. Песня «лишь только бой угас, звучит другой приказ и почтальон с ума сойдёт разыскивая нас!» - это про них - про лыжников. Они, как ведущие гуси, летели впереди стаи, преодолевая сопротивление ветра. Они торили военную лыжню. Другим, что прошли по ней позже, было уже легче.
В качестве вывода: военных лыжников 1941-42 гг. не угробили бездарные , пьяные командиры. Они с честью выполнили свой долг и приблизили нашу победу.
Так кому же тогда нужны фейки об бесславной гибели военных лыжников? Очевидно тем, кто хочет развалить нашу армию, лишив ее поддержки народа.
В. Высоцкий пел: «И пусть говорят — да, пусть говорят!
Но нет — никто не гибнет зря,
Так — лучше, чем от водки и от простуд.
Другие придут, сменив уют
На риск и непомерный труд, -
Пройдут тобой не пройденный маршрут.»
Военные лыжники воевали за нас в далеком 1942 году. Другие парни воюют за нас сегодня. Давайте рассказывать о них только правду. А тех, кто убивает их фейкам в спину, конечно, надо судить. Судить по законам военного времени. Ведь правда всегда воюет с ложью.
А.Овчинников.
Здесь можно прочитать о том, как был разоблачен фейк о бесславной гибели 59-го ОЛБ